Ласло Деш | Материалы | Рок Восточной Европы
Рок Восточной ЕвропыПроект Андрея Гаевского

Ласло Деш
 
Краткие сведения:
Венгерская Народная Республика
Дата рождения: 09.01.1954
Официальный сайт: des.hu
 

Этот дипломированный музыкант никогда не был особенно озабочен собственной славой, оставаясь в тени своих знаменитейших коллег, многих и многих венгерских рок-музыкантов, являясь при этом самым уважаемым и востребованным саксофонистом в венгерском джазе и роке. В этой связи можно вспомнить знаменитого английского саксофониста и флейтиста Мела Коллинза в качестве примера творческого долголетия и славы сессионного музыканта.

Имя Ласло Деша стало известно еще в начале 70-х годов во время эпизодического участия в ансамбле Interbrass, но подлинная известность пришла тогда, когда он стал, по сути, шестым участником ансамбля Locomotiv GT.

В те годы, когда «локомотивщики» были скорей фанковым и джазовым составом, нежели роковым, когда активно стала использоваться всякая экзотика — маракасы, шейкеры, конги и пр., нашли свое место в группе джазовые «скромняги» — тромбонист Ласло Гёз, перкуссионист Корнел Хорват и саксофонист Ласло Деш. Но перед тем, как стать известным широкой публике, он прошел все этапы академической подготовки: 1960—68 гг. — музыкальная школа; 1963—71 гг. — обучение фортепиано; 1971—73 гг. — отделение кларнета в Музыкальной консерватории имени Белы Бартока; 1973—76 гг. — факультет джаза и саксофона в Высшей музыкальной школе.

Музыкант оставался желанным гостем LGT в рамках заложенной концепции группы вплоть до ее распада в конце 80-х годов, параллельно работая с «родственными» музыкантами — Зораном Стевановити, Жужей Конц и др. Не менее интересной выглядит и собственная сольная карьера Деша. Уже в конце 70-х годов он получил несколько призов на международных джазовых фестивалях, а в 1979 году организовал собственную джаз-роковую формацию Dimenzió. Затем совместно с Тибором Татраи, Яношом Шолти и Яношом Карачони стал участником Supergroup, с которой записал прекрасный альбом в этом жанре «Live» (1982). Однако из-за «звездности» участников этот проект носил временный характер, и в 1984 году Деш дебютировал первым сольным альбомом «A Fal Mögött» («За стеной»).

Начиная со второй половины 80-х годов, интересы композитора стали сильнее распространяться на театральные постановки и фильмы. В качестве примера приведу музыку, написанную к альбому «Átutazó» певицы и актрисы Дороти Удварош, и совместную работу с Ференцем Демьеном над звуковой дорожкой к фильму «Szerelem Első Vérig» («Любовь до первой крови», 1986). Этот фильм оказался очень успешным, и вскоре последовал сиквел «Szerelem Második Vérig» («Любовь до второй крови», 1987), музыку к которому снова написал Деш. В конце 80-х он вернулся к своей основной деятельности в качестве солирующего саксофониста в нанадолго реорганизованных Dimenzió, а затем на несколько лет стал членом известного, но уже более традиционного джазового проекта Trio Stendhal.

Если не считать периодического участия в ансамбле Jazz+Az, то в конце старого и начале нового тысячелетия композитор сосредоточился на работе в кино, благо растущее число наград поощряло работу в этом направлении. Что касается музыки, то здесь необходимо отметить успешные мюзиклы «Valahol Európában» («Где-то в Европе», 1995), посвященный 50-летию окончания Второй мировой войны и названный в честь одноименного классического фильма Гезы фон Радвани 1948 года, а также «A Dzsungel Könyve» («Книга джунглей», 1996). Его последний на сегодняшний день проект называется «Contemporary Gregorian» (2005) — попытка создать нечто новое на базе классической музыки с джазовыми импровизациями.


 
Ласло Деш

Использование и цитирование материалов этого сайта допускается только со ссылкой на источник.

© 2008–2016 Рок Восточной Европы
Электропочта: andrei@gaevski.ru