Omega | Материалы | Рок Восточной Европы
Рок Восточной ЕвропыПроект Андрея Гаевского

OMEGA
 
Краткие сведения:
Венгерская Народная Республика
Дата основания: 1959
Официальный сайт: omega.hu
 
Исходный состав:
Янош Кобор — вокал, гитара
Андраш Ковачич — гитара
Иштван Варшани — бас
Йожеф Лаукс — ударные
 

Группа Omega занимает едва ли не самое почетное место в иерархии венгерского рока. За многие десятилетия музыкантам не раз приходилось слышать такие эпитеты, как «самая успешная», «выдающаяся», «талантливейшая» и «наиболее стабильная» из всех рок-групп Венгрии. И пусть период отсутствия вдохновения и творческой усталости в 80-е годы несколько оттенил ансамбль, его магическое имя до сих пор пользуется большим авторитетом не только в Восточной Европе, но и на всем Западе.

Они были «первыми» по многим позициям: первыми, кто записал пластинку-гигант в венгерской рок-музыке; первыми, кто начал экспансию на Запад, дав пример и импульс многим талантливыми составам; первыми по продажам пластинок; наконец, они были первыми в Венгрии просто хронологически.

Исходный состав музыкантов был образован на базе двух объединившихся студенческих групп Будапешта, который дебютировал концертом в политехническом клубе 23 сентября 1962 года. Затем, пару месяцев спустя, место Тамаша Кюнстлера занял известный ныне ударник Йожеф Лаукс. На подпевках у группы участвовали поочередно Жужа Конц, которая позднее перешла к флагманам венгерского бита — группе Illés, и Мари Виттек. На дебютном сингле, представляющем собой обработку хита The Rolling Stone «Paint It Black» звучит голос певца Яноша Кобора. Среди гостевых музыкантов отметился в группе и Тамаш Шомло, подрабатывавший в то время клоуном в цирке.

Первые записи явились переработками популярных рок-н-ролльных стандартов, но вскоре мода на английский язык прошла, и все венгерские ансамбли, среди которых была и OMEGA, стали петь на своем родном языке. Первой песней из числа таковых оказалась «Nem Szeretlek», написанная авторской парой Пайер — Надь. Это время совпало с судьбоносными переменами в составе и событиями, ознаменовавшими конец любительщины и полуизвестного существования. В группу пришел новый бас-гитарист Тамаш Михай, который привел с собой молодого клавишника и композитора Габора Прессера, ставшего основным автором музыки в группе. Тексты к песням стала писать талантливая студентка Анна Адамиш: вместе с Прессером они составили один из самых ярких творческих тандемов в истории венгерской музыки.

Окончательно состав стабилизировался после прихода соло-гитариста Дёрдя Молнара. Следующим шагом к успеху стал музыкальный фильм «Ezek A Fiatalok», выпущенный в 1968-м году. Тогда триумвират Omega — Illés — Metro олицетворял собой молодежную культуру уходящего десятилетия… И вот вмешался его величество Случай!

В том же 1968 году в Венгрии с концертами побывали коллективы Spencer Davis Group и Traffic. Их тогдашний управленец Джон Мартин был настолько впечатлен венгерской группой, что пригласил их на гастроли в Англию. После успешного лондонского концерта, проходившем в самом сердце родины биг-бита, их даже поздравили Эрик Клэптон и Джордж Харрисон. Следующим шагом стало подписание контракта с Decca Records и начало записи первой пластинки под колоритным названием «Omega Red Star From Hungary». Пластинка до недавнего времени оставалась большим раритетом, пока ее не догадались наконец переиздать на КД. Однако официальные власти Венгрии не могли допустить выпуска второй пластинки за рубежом и в ультимативной форме потребовали возвращения музыкантов на родину. В похожей ситуации тогда находилась и чехословацкая группа Olympic, которая после известных событий в Праге была отозвана из Франции. В таких обстоятельствах был выпущен первый официальный (в венгерском роке вообще) альбом под названием «Trombitás Frédi És A Rettenetes Emberek» («Трубач Фреди и ужасные люди»), тираж которого в кратчайшие сроки достиг стотысячной отметки. В музыке, естественно, нашла отражение эпоха биг-бита, но в густом замесе с элементами откровенной поп-музыки, фолка, джаза и ритм-энд-блюза. Само название альбома явно указывало на использовании трубы в качестве фонового инструмента, позже давшее простор для фантазии таким околоджазовым исполнителям, как Bergendy и Express.

Окрыленные успехом, музыканты решили продолжить в данном направлении и в следующем году выпустили новый, еще более успешный альбом «10000 Lépes» во главе с прекрасной балладой «Gyöngyhaju Lány» («Девушка с жемчужными волосами»). Написанная под народную песню в виде гимна, она до сих пор имеет огромный успех у публики; ее пронзительная основная тема идеально подходит для завершения концертов зрительским хором на концертных площадках. Существуют польская, гэдээровская и чешские версии песни, но свое второе дыхание она обрела в 1995 году в интерпретации немцев Scorpions под названием «White Dove». За «Девушку с жемчужными волосами» музыканты даже получили по мотоциклу на токийском фестивале Yamaha. Основная особенность этого и предыдущего альбомов заключается в его особой музыкальной свободе, плотном, но при этом несколько сыром звучании: это было возможно только в психоделические ритм-энд-блюзовые шестидесятые. Молодые команды могли себе позволить играть мощно и с вызовом, не задумываясь о звукоизвлечении, тем более, что на такие мелочи тогда никто не обращал внимания. Все, однако, стало меняться с наступлением нового десятилетия.

Очередной альбом «Éjszakai Országút» («Ночное шоссе») стал последним, записанным в классическом составе. Он был издан в 1970 году и оказался менее экзотичным, но более утяжеленным ритм-энд-блюзом с кричащими гитарами и шумными барабанами. Большинство песен были написаны с изрядной долей психоделии, а самая прогрессивная композиция — заглавная — была в духе «Gyöngyhaju Lány». Неожиданно Габор Прессер, Анна Адамиш и Йожеф Лаукс вышли из состава Omega и основали новый, очень успешный проект Locomotiv GT. Оставшиеся участники тотчас же отреагировали на это синглом «Hűtlen Barátok/Szomorú Történet» («Неверные друзья/Грустная история»). Тексты к песням написал Янош Кобор. В компании Hungaroton отнюдь не были уверены в дальнейшем будущем группы, успех которой ассоциировался с творческим союзом Прессер — Адамиш, но музыканты не собирались сдаваться и пригласили нового ударника Ференца Дебрецени. Этот состав оказался самым стабильным из всех и просуществовал до сегодняшних дней. В композиторском отношении основная нагрузка легла на Дёрдя Молнара и Тамаша Михая при эпизодическом участии Ласло Бенкё, а постоянным автором текстов стал Петер Шюйи.

Со сменой состава трудности не закончились. Планировавшийся альбом «200 Évvel Az Útolsó Háború Után» («Спустя двести лет после последней войны») был запрещен цензурой из-за заглавного номера и песни «A Sex Apó», за которую музыкантам досталось лично от директора «Хунгаротона» Петера Эрдёша. Но запись альбома сохранилась и пролежала в архивах, пока в 1998 году не была издана под первоначальным названием и в полном виде (это был добротный и мелодичный хард-рок). В качестве компромисса в 1972 году был выпущен концертный альбом «Élő Omega», записанный во время национального турне группы в январе — марте 1972 года. Обернутый в оригинальный алюминиевый конверт, он в визуальной форме доказывал потерявшим надежду, что Omega по-прежнему «живее всех живых», а в музыке участники ответили на сомнения мощнейшим хард- и блюз-роком, на который только были способны.

К счастью, эпоха испытаний подошла к концу. Группой заинтересовался западногерманский продюсер из Франкфурта Петер Гауке, который организовал контракт с фирмой Bellaphon Records. Вскоре англоязычные компиляции песен ансамбля поступили в продажу на европейском рынке. Таким образом, начался второй успешный этап «венгерского вторжения» в западный капиталистический мир: об Omega писали статьи в «New Musical Express» и «Bravo», она фигурировала в хит-парадах наряду со звездами английской сцены. На родине музыкантов дела тоже стали налаживаться. Был выпущен новый студийный альбом «Omega 5» (1973) под новой маркой Pepita (подразделение компании Hungaraton, специализировавшееся исключительно на поп- и рок-музыке), одну сторону которого занимала первая симфоническая сюита в истории венгерской рок-музыки — «Szvit», — записанная совместно с Венгерским государственным оркестром. В композиции «A Madár» впервые были применены синтезаторные эффекты, возвещавшие о скором приходе эры космического рока. Однако за этими интересными экспериментами скрывался не больше чем хард-рок, просто с ярко выраженной клавишной секцией. Это направление прекрасно иллюстрирует и очередной альбом «Nem Tudom A Neved» (1975), заглавная композиция которого стала одной из лучших песен и прочно вошла в их концертный репертуар.

С наступлением второй половины 70-х годов начался наиболее значимый и успешный во всех отношениях период в жизни группы. Это время характеризуется творческой зрелостью, возросшими техническими и композиторскими возможностями, которые позволили венграм влиться в лагерь «серьезного» рока. Наконец был сформирован фирменный стиль — классический симфонический рок с продолжительными композициями, жесткой соло-гитарой и изобретательными клавишными. Как оказалось, резкий и характерный вокал Яноша Кобора удачно подошел для исполнения тем космического мистицизма, разрабатываемого в лирике.

Первым альбомом, открывшим тематическую трилогию, стал «Időrabló» («Похититель времени»), вышедший в 1977 году. Интересен тот факт, что англоязычная версия альбома под названием «Time Robber» была выпущена еще годом ранее и разошлась тиражом более одного миллиона копий. По многим параметрам эта пластинка явилась лучшей в дискографии группы и несет в себе прекрасную гитарную работу Дёрдя Молнара, выделяющуюся богатством тем и неожиданностью переходов, а также клавишными пассажами Ласло Бенкё, что в совокупности ведет к неповторимому сочетанию эпох. В успешный гастрольный марафон добавилась также Голландия, а в ФРГ ансамбль выступал вместе со Scorpions. Кстати, данный факт вызвал раздражение у политиков ГДР, которые направили жалобу венгерскому правительству против группы, в результате чего ей было сказано, что она играет «неправильную» музыку.

Тем не менее, новый альбом «Csillagok Útján» («На пути к звездам») ждал не менее солидный успех. На пластинке яснее проявилось концептуальное начало, ярко выраженное в наличии пролога и эпилога («Nyitány» и «Finálé»), а также двух связанных между собой композиций «Metamorfózis I, II». Особенно впечатлила клавишная работа, доподлинно воссоздающая атмосферу музыки прошлого, в которой словно небесным эхом отдаются красивейшие «космические» гитарные пассажи.

Парадоксально, но самыми популярными оказались такие выпадающие из концепции альбома композиции, как хард-роковая «Csillagok Útján» и фантазия на русскую народную тему «Léna». Тексты к двум последним песням, впрочем, как и к почти всем остальным, написал некто Габор Варсеги, за псевдонимом которого предположительно скрывался Янош Броди.

Трилогию закрыл альбом «Gammapolis», вышедший весной 1979 года и разошедшийся самым большим тиражом в истории венгерского рока (кстати, экспортный вариант снова «обогнал» оригинал на год). Альбом получился очень красивым, лиричным, но аранжировки стали несколько проще. К сожалению, в новой концепции практически не нашлось места соло-гитаристу, роль которого постепенно оттенялась: альбом стал переходным к эпохе электронно-синтезированного звука, а самыми прогрессивными композициями можно назвать «Hajnal A Város Felett» и «Ezüst Eső».

В сентябре того же года был записан второй и, вероятно, лучший «живой» альбом «Élő Omega Kisstadion 79», состоявший из материала трех последних работ. К сожалению, звук не передает тех великолепных световых эффектов, приобретших к тому времени на концертах особую важность.

В 1980 году состоялось совместное турне Omega с LGT и Beatrice, завершившееся двумя концертами на стадионе Kisstadion. Оно было особенно примечательным тем, что, спустя десятилетие, старые коллеги-друзья из родственных групп, кажется, забыли об обидах и сенсационно завершили концерт совместным исполнением «Gyöngyhaju Lány». В том же году у группы закончился контракт с Bellaphon Records, и она бросилась с головой в омут электронного звучания. Надо признаться, эпоха синтезаторного рока приняла группу с распростертыми объятьями: у них была самая высокотехнологичная студия; они были одними из первых, кто популяризовал чудо-машину синтезатор. Среди тех, кто пожелал помочь группе преуспеть в новом качестве, был известный диско-продюсер из ФРГ Франк Фариан. Об имевшем место факте сотрудничества напоминает англоязычный альбом «Working» (1981), потерпевший фиаско в Западной Германии, а также переработанные версии песен «Tízezer Lépés» и «Ajánlott Útvonal», неожиданно появившиеся на альбоме «Ten Thousand Light Years» подопечных Фариана — группы Boney M.

Похоже, что сами музыканты OMEGA остались недовольны результатом, так как больше экспортных пластинок в это десятилетие не выходило, а стиль они менять не собирались. Чуть позже вышла адаптированная версия альбома «Working» для внутреннего рынка под названием «Az Arc» («Лицо»). В его основе лежит продолжение альбома «Gammapolis» в более быстром и навязчивом ключе с привлечением монотонного хард-рока и усилением электронных эффектов. Несколько песен вроде «Tizenhat Évesen», «Az Arc» и «Életfogytig Rock And Roll» производили хорошее впечатление, но не более того. Основным автором текстов снова стал Шюйи, а музыкальное авторство отныне приписывалось всей группе целиком.

В ноябре 1982 года Omega отпраздновали свой 20-летний юбилей серией концертов на спортивной арене Sportcsarnok, о чем был даже снят фильм знаменитым кинорежиссером Миклошом Янчо. Кстати, выступления пришлось отложить, так как они совпадали с трехдневным трауром по поводу кончины Леонида Ильича Брежнева. В концертную программу вошло несколько новых композиций с очередного альбома «Omega XI». По правде говоря, старые поклонники не знали, как реагировать на новый альбом, в котором партию баса и ударных имитировала компьютерная программа, а сам он был выдержан в духе обычной поп-музыки. В те годы группа сумела удержаться на плаву за счет магии своего имени, но на фоне подъема таких групп второй волны арт-рока как Solaris и East выглядела просто неубедительно.

К середине 80-х годов творческая активность группы снизилась до минимума и ограничивалась лишь немногочисленными концертами на родине. Кроме того, Ласло Бенкё и Тамаш Михай были заняты своими сольными проектами, в которых переосмысливали наследие Omega на свой лад. Лишь в 1986 году имя группы снова оказалось на слуху, когда музыканты в полном составе (единственный случай), наряду с Кати Ковач, были отмечены престижной премией имени Ференца Листа, присуждаемой в области музыкального и театрального искусств. В том же году вышел и новый альбом «A Föld Árnyékos Oldalán» («На темной стороне Земли»), самой популярной песней с которого стала «Fekete Pillangó» («Черная бабочка»). Другой заметной вещицей стала «Fekete Doboz» («Черная коробка»), посвященная катастрофе космического корабля «Челленджер», имевшей место 28 января 1986 года. Впрочем, за красивой, но обманчивой обложкой пластинки на космическую тему, скрывалась совершенно бесцветная музыка: это был самый слабый альбом в истории группы.

Главным событием 1987 года стал четвертьвековой юбилей группы, отмеченный двумя концертами на стадионе Kisstadion с участием Габора Прессера и Йожефа Лаукса. В качестве подарка музыканты получили символическую «алмазную» пластинку за пять миллионов проданных экземляров своих работ. Также на прилавках магазинов появился новый альбом «Babylon», на первой стороне которого выделялся медленный номер «Hajnali Óceán» с легким гитарным аккомпанементом. В целом музыка приобрела некий медитативный оттенок, чему способствовали мистические тексты нового автора Андраша Трункоша и обращение к восточной тематике. Эти события предшествовали семилетнему перерыву в творчестве ансамбля, который нарушил лишь один забавный курьез: в 1990-м году планировался совместный концерт с Illés, которые вскоре отказались от участия, однако в итоге все же выступили, но… без Omega!

В 1994 году состоялось большое возвращение группы на сцену, начавшееся с выступления в прибрежном городке Шиофоке и завершившееся сентябрьским концертом на Народном стадионе перед семьюдесятью тысячами зрителей. Правда, концерт оказался убыточным с коммерческой точки зрения: музыканты понесли расходы, которые удалось вернуть лишь с помощью тиражирования аудио- и видеозаписей. Среди приглашенных музыкантов снова оказался Габор Прессер, а специальные гости — Клаус Майне и Рудольф Шенкер из Scorpions — исполнили свой хит «Wind Of Change» и поучаствовали в традиционном завершении всех концертов группы исполнением величайшего венгерского рок-гимна «Gyöngyhaju Lány». После концерта в гримерке немцы попросили у участников Omega права на исполнение этой песни в своей редакции, которой и стала «White Dove», вошедшая в их альбом «Live Bites».

В 1995-м году вышел долгожданный новый альбом «Trans And Dance», главным достижением которого стало установление той необходимой гармонии в звучании, которая стала глотком свежего воздуха после синтетических 80-х. На передний план были выдвинуты подчеркнуто мощные живые ударные, многочисленные гитарные риффы и соло при ненавязчивом, но умело создающем узнаваемую мистическую атмосферу клавишном фоне. Многие композиции вроде «A Rock-And-Roll Nem Hagy El» или «Miss World» искрились энергетикой хард-н-хэви: этим музыканты немало обязаны поддерживающему гитаристу Тамашу Секерешу, ставшему незаменимым помощником группы на последующих концертах и альбомах. После участия Габора Прессера в качестве клавишника и автора двух альбомных вещей («Az Álmodozó» и прекрасного тяжелого блюза «Minden Könnycseppért Kár») показалось, что почти вернулись «старые добрые времена». Почти…

Годом позже вышел англоязычный вариант альбома под названием «Transcendent», записанный с другим певцом — голландцем Эдвином Балогом, ранее игравшим с Тамашом Секерешом. Большинство поклонников группы согласились с тем, что, хотя английское произношение Балога и лучше, но по вокальному исполнению Кобора он превзойти не смог.

В 1998 году вышел пятнадцатый альбом «Egy Életre Szól» («История одной жизни»), который снова оказался под влиянием коммерческого хард-рока и синтезаторных эффектов. Впервые выход пластинки не сопровождали ни концертное турне, ни прочие промо-акции, лишь заглавная композиция фигурировала на двойном концертном сборнике «Konce Rt. Népstadion 1999», записанного по специальному поводу. Дело в том, что в 1999 году музыканты основали компанию, где каждый зритель при покупке билета становился акционером общества поддержки молодых талантов. Именно этому событию был посвящен оговоренный «живой» альбом и одноименный первый ди-ви-ди, появившийся год спустя.

Самым ярким и запоминающимся событием в последние годы стало совместное выступление Illés, Metro и Omega в рамках единственного концерта, состоявшегося 2 июня 2001 года на Народном стадионе, переименованном в том же году в стадион имени легендарного нападающего сборной Венгрии — Ференца Пушкаша. Кстати, именно в такой последовательности ансамбли отыграли свои сеты, а под конец публика устроила громогласные овации, так как все три ансамбля вышли на сцену вместе. Несмотря на то что представление было явно организовано под влиянием ностальгических настроений фильма «Ezek A Fiatalok», концертная часть каждой из групп вышла на отдельном ди-ви-ди в составе общего бокс-сета.

С тех пор ветераны венгерского рока несколько отошли в тень и направили свои силы на переиздание своих старых работ, заново сведенных на цифровой аппаратуре, ради чего им даже пришлось порыться в архивах давно почившей Bellaphon Records. Впрочем, в 2006—07 году Omega провели ряд крупных концертных турне, побывав в тех странах, где группу сейчас нечасто можно увидеть: Чехия, Словакия, Болгария, Румыния, Германия… Однако верные поклонники пожелали снова увидеть группу в студии, и в 2006 году вышел новый альбом «Égi Jel: Omega». Вследствие долгого перерыва пластинка уже через месяц стала «золотой» и долгое время держалась на вершинах местных чартов популярности. А год спустя Omega уже праздновала свое 45-летие, причем им преподнесли, вероятно, самый оригинальный подарок на день рождения: звезда из созвездия Большой Медведицы получила название Gammapolis в честь самого успешного альбома группы.

Наряду с такими группами, как чешский Olympic или румынский Phoenix, Omega показывает редкий пример творческого долголетия, и нам остается только надеяться, что полувековой юбилей мы отметим на их концерте.

P.S. Это действительно произошло в Москве 30 мая 2013 года.

 


       
       
       
       

 
Klaus Renft Combo
Omega

Использование и цитирование материалов этого сайта допускается только со ссылкой на источник.

© 2008–2016 Рок Восточной Европы
Электропочта: andrei@gaevski.ru