Pražský Výběr | Материалы | Рок Восточной Европы
Рок Восточной ЕвропыПроект Андрея Гаевского

PRAŽSKÝ VÝBĚR
 
Краткие сведения:
Чехословацкая Социалистическая Республика (Чехия)
Дата основания: 1975
 
Исходный состав:
Иржи Томек — вокал, бонго
Михал Павличек — гитара
Михаэль Коцаб — клавишные
Ондржей Соукуп — бас-гитара
 

Чешский композитор, инструменталист и певец Михаэль Коцаб стал важной фигурой в музыкальной жизни Чехии в конце 70-х годов. Он учился в Пражской консерватории по классу органа у И. Ропека и по классу композиции у известного моравского композитора И. Гурника. Еще во время обучения он стал выступать с Пражским джазовым биг-бендом под руководством Милана Свободы и вместе с Иржи Стивином. Впоследствии он основал собственную группу Pražský Výběr (читается как «пражски выбьер»), которая помогла определить прогрессивную линию чешского рока на рубеже десятилетий.

После периода увлечения джаз-роком, квинтэссенцией которого стал альбом «Žízeň», Коцаб решил создать новую группу с известным гитаристом Михалом Павличеком, с которым познакомился на звукозаписывающих сессиях альбома «Zrnko Písku» группы Лешека Семелки Bohemia. Летом восьмидесятого года Михал Павличек побывал на фестивале в английском городке Рединг, где его очаровал новый примитивный, громкий, но искренний рок (или даже антирок). Поскольку Павличек был свободен из-за распада его состава Expanze, музыканты соединились под названием Pražský Výběr, где один тяготел к «новой волне», а другой — с академическим образованием — к джазу. Но «волна» не была для них самоцелью, а являлась лишь частью спонтанных экспериментов. Слово Михалу Павличеку: «Мы и не говорили, будто сознательно сотворим некий внешний имидж. Все было совершенно естественно, каждый представлял сам себя, никакой заранее разработанной режиссурой у нас и не пахло». В их музыке прослеживались и авангард, и пародийные нотки и даже классический симфо-рок 70-х. Они позаимствовали у панков манеру пения: от речитатива и криков до шутовского балаганного пения. Их эксцентричный внешний облик с масками, огромными очками и париками апеллировал к ранней рок-клоунаде таких исполнителей, как Марк Болан, Фрэнк Заппа, Элтон Джон, и дополнял необычный стиль в музыке. Словом, за внешним дурачеством их «песен на изнанку» скрывается очень тонкая, крайне насыщенная аранжировками и идеями музыка, близкая к творчеству Фрэнка Заппы, с которым Коцаб был знаком. Михаэль стал одним из наиболее умных и прогрессивно мыслящих композиторов Чехии. Интересно, что именно такая необычная, но эмоционально понятная музыка принесла группе огромную славу.

К 1981-му году был образован наиболее стабильный состав: Михал Павличек (вокал, гитара), Михаэль Коцаб (клавишные, вокал), Вилэм Чок (бас) и Иржи Грубеш (ударные). Сама того не желая, группа прославилась своим «суахили» — звукописными текстами, псевдоанглийские слова которых не несли никакого смысла. На время проблема с текстами была решена с помощью автора лирики Франтишека Ринго Чеха.

В 1982 году выдающийся чешский кинорежиссер Юрай Херц, автор шедевра «Поджигатель трупов» от 1968 года, снял фильм с группой под названием «Сорока в кулаке», но в январе 1983 году его положили на полку, а саму группу запретили. Чешские коммунисты обвинили ансамбль в незаконном тиражировании плакатов и нарушении договора о количестве концертов. Все это дополнялось травлей в прессе, обвинениями в халтурности. Сколько подобных же нападок получила в свое время от чешской полиции политически безобидная авангардная группа The Plastic People Of The Univers. Pražský Výběr записали и одноименный с фильмом альбом, но по понятным причинам его тоже не выпустили, хотя растиражированные песни с него ходили по рукам, как у нас Высоцкий; он вышел лишь шесть лет спустя без первоначального заголовка. Именно после этого альбома Pražský Výběr стал едва ли не самой популярной группой в Чехии.

В 1986 году имя группы вновь всплыло, но уже просто как Výběr на обложке нового альбома.

В начале 1989 года начал создаваться фильм о группе и ее злоключениях под названием «Pražákům těm je tu hej». Он был закончен в самый разгар бархатной революции, в которой Михаэль Коцаб принял активное участие. Летом того же года он на одном музыкальном фестивале заявил: «Kаждый народ имеет такую власть, которую он заслуживает». После этого он основал вместе с Михалом Горачеком инициативную группу «Мост», в составе которой в ноябре 1989 года принимал участие в переговорах между представителями коммунистической власти и Гражданского форума. В течение неполных двух лет Коцаб был Депутатом народной палаты Федерального собрания. Как председатель парламентской комиссии он занимался, прежде всего, впросом перемещения советских войск. И добился в этом немалых успехов: советские войска ушли из Чехии быстрее, чем из остальных бывших сателлитов Москвы. 24 июня 1991 года Pražský Výběr устроили большой концерт, приуроченный к выводу советских войск под названием «Прощай, советская армия», на котором даже присутствовал президент Вацлав Гавел, а в качестве звездного гостя — Фрэнк Заппа. В том же году был выпущен одноименный концертный альбом.

В те драматические годы группа была на пике свой популярности, распродавались билеты на спортивные арены, а также продолжали записываться новые альбомы, в числе которых «Černé Světlo», а Коцаб выпустил прекрасный сольный диск «Povídali, Že Mu Hráli». Лишь в 1997 году вышел очередной, очень добротный альбом «Běr» в обновленном составе; группа не растеряла своего юмора, изобретательности и явно выросла в профессиональном смысле. Наряду с хорошо узнаваемыми классическими гитарными риффами Павличека активнее стала использоваться соло-гитара.

К концу тысячелетия продолжали записываться как новые альбомы, так и переиздавались старые, в том числе архивные и редкие записи. В последние годы Коцаб совмещает музыкальную и общественную деятельность, будучи на посту министра по правам человека.

 


 

 
Pražský Výběr

Использование и цитирование материалов этого сайта допускается только со ссылкой на источник.

© 2008–2016 Рок Восточной Европы
Электропочта: andrei@gaevski.ru