Skorpió | Материалы | Рок Восточной Европы
Рок Восточной ЕвропыПроект Андрея Гаевского

SKORPIÓ
 
Краткие сведения:
Венгерская Народная Республика
Дата основания: 1973
 
Исходный состав:
Карой Френрейс — вокал, бас-гитара, саксофон
Антал Габор Сючь — гитара
Дюла Папп — клавишные
Габор Фекете — ударные
 

Карой Френрейс был участником супергруппы Locomotiv GT, которую покинул, как гласит легенда, вследствие недовольства наметившимися изменениями в сторону смягчения и упрощения звучания последних. Свои мечты и надежды ему удалось воплотить в своем собственном ансамбле Skorpió, который стал фактически его звездным часом. Поскольку двое музыкантов из первого состава — Габор Антал Сючь и Габор Фекете — были ранее участниками еще одной популярной группы Hungaria, Skorpió пополнили собой арсенал венгерских супергрупп. На протяжении двадцати лет активной деятельности группа пользовалась большим успехом не только в Венгрии, но и в других странах Восточной Европы, особенно в Польше и ГДР. Творческий успех подкреплялся тем фактом, что Френрейс дважды признавался лучшим бас-гитаристом года Венгрии в 1974 и 1981 годах. И все же, несмотря на заявленную жесткость и прямолинейность, группа чутко реагировала на изменения в мире музыки и старалась идти в ногу со временем.

Как уже было отмечено, в начале своего пути музыканты ориентировались на энергичные композиции и мощные выступления, что позволило им посетить с концертами в 1974—75 годах Европу, США, Канаду (как трудно себе представить такую возможность в СССР, да?). В 1974 году вышел их первый альбом «A Rohanás», который разошелся огромным тиражом и признан самым лучшим альбомом ансамбля. Действительно, прекрасно аранжированный хард-рок корнями упирался в лучшие достижения этого жанра начала 70-х годов с мощной и изобретательной ритмовой и клавишной секциями. Особенно поразили велоколепная рок-версия знаменитой «Голубой рапсодии» Джорджа Гершвина под названием «Fantázia», в которой музыканты показали чудеса изобретательности и джазовую сноровку, и такие первоклассные вещи, как «Keresem, Keresem...», «Miért Kell Elfelednem» и другие.

Второй альбом «Ünnepnap» («Праздничный день»), которому также досталась честь быть переизданным на компакт-диске, тоже представляет собой нетленную венгерскую рок-классику. Все та же азартная и изобретательная игра органиста Дюлы Паппа со множеством приемов, с которой словно из ревности частенько вступает в перекличку не менее яркая гитара Габора Антала Сюча. Все те же мощь, резкость и выразительность, присущие лидерам этого стиля. Наконец, вершает альбом одна из самых красивых песен группы — блюзовая баллада «Ha Újra Kezdenénk» («Если бы мы начали сначала»).

Кажется вполне естественным кратковременное сотрудничество ансамбля с известной певицей Шаролтой Залатнай, с которой Карой Френрейс был знаком еще со времен группы Metro. В отличие от более универсальной Кати Ковач, хрипловатый и жесткий вокал Шаролты идеально соответствовал духу Skorpió, и Карой Френрейс много написал песен для ее первых альбомов.

В 1977 году Габора Фекете сменил новый ударник Габор Немет (ex-Apostol). Очередной альбом вышел под названием «Kelj Fel!» («Вставай!»). В лучшем случае он повторял находки прошлых лет. Действительно, вместо ярких и действительно интересных аранжировок, песни стали помягче, лиричнее. Особо показательной выглядит баллада «Nagyra Nõj Gyermekem» («Расти большой, мой малыш») с нехарактерными для группы сентиментальными интонациями, а в композиции «Késõ» сильно выражены интонации джаз-рока в стиле Santana. Более соответствующими раннему творчеству Skorpió явились две песни: «Vége Van A Napnak» и «Ne Törjön Le Téged». В том же 1977 году состоялось больше турне по скандинавским странам и Германии, а в Финляндии они выступали на одной сцене с Uriah Heep и Boomtown Rats. Более того, спустя год в Швеции вышла англоязычная пластинка «The Run», носящая англоязычный заголовок первого альбома, но по сути представляющая собой сборник.

К сожалению, в очередном альбоме «Gyere Velem!» музыкальной фантазии проявилось еще меньше, чем в названии, и в апреле семьдесят девятого весь аккомпанирующий Френрейсу состав покинул Skorpió, чтобы совместно с музыкантами из P. Mobil поработать в неплохой, но недолговечной хард-роковой группе Dimamit. Дело было еще в том, что Карой Френрейс еще с начала семидесятых вынашивал планы создания трио наподобие Emerson, Lake & Palmer. Тогда этим планам не суждено было осуществиться, а теперь с участием гитариста Тибор Татраи и ударника Тамаша Паппа это удалось сделать под новым названием Új Skorpió. Вскоре новый состав быстро заработал репутацию виртуозных и ярких музыкантов. Концерты группы, которые проходили на озере Балатон и в Будапеште, вместе со многими начинающими, а в последствии знаменитыми рокерами, составили яркую страницу истории венгерского рока. В этом составе музыканты записали два альбома, на которых, как сказал Тибор Татраи, «мо моему мнению, мы играли ранний спид-метал…». Остается только добавить, что во многих новых песнях чувствуется влияние другого трио — английской группы The Police, в частности, привнесенный ею утяжеленный рэгги.

В 1985 году ансамбль появился снова в новом воплощении с интересным альбомом «Azt Beszéli Már Az Egész Város», хотя данное утверждение может показаться для многих спорным. Самый мягкий по звучанию, этот диск записывался с вернувшимся Габором Анталом Сючем и совершенно новым участником — клавишником Гезом Палвёлди, игравшим ранее играл в замечательной прогрессив-рок-группе East. Его активная работа с синтезаторами разнообразила и обогатила арт-роковыми мотивами стилистику этого альбома. Диапазон музыкальных влияний широк как никогда: от типичного хард-рока в заглавной песне до латинского джаз-рока в последней композиции «Karib Éjszakák». Несмотря на интересные идеи, альбом прошел почти незамеченным, хотя энергичный рокер «Azt Beszéli Már Az Egész Város» стал одним из самых крупных хитов ансамбля.

Интересным открытием для меня стал факт сотрудничества Кароя Френрейса с известным режиссером и актером Иштваном Буйтором в знаменитой детективной трилогии о приключениях бравого полицейского Ётвеша Чёпи, где Карой выступает в качестве кинокомпозитора. Впрочем, ничего удивительного в этом нет, поскольку Френрейс — родственник Буйтора. Эти детективные комедии хорошо знакомы российским зрителям, поскольку имели широкий прокат в Советском Союзе. Остается только догадываться, какая же группа исполняла там музыку...

Неожиданно, в 1993 году вышел очередной опус «A Show Megy Tovább», приуроченный к 20-летнему юбилею группы, а также ставший реакцией на печальную смерть Фредди Меркьюри. Именно ему был посвящена песня «Oh, Freddie Mért Mentél El» («О, Фредди, почему ты покинул нас»), а заголовок альбома повторял название лебединой песни Меркьюри «The Show Must Go On» («Представление продолжается»). В музыкальном отношении, альбом получился весьма средним по качеству, и с тех пор эти уже не очень молодые музыканты прекратили студийную деятельность. В последние годы их можно было наблюдать на различных ностальгических концертах, где они выступают в одной обойме со звездами прошлых лет — Bikini, Karthagó, Locomotiv GT и др.

5 декабря 2006 года состоялся помпезный юбилейный концерт в честь 60-летия Кароя Френрейса, по поводу чего единожды собрались LGT в составе образца начала 70-х годов: Френрейс — Прессер — Лаукс — Карачонь (последний участвовал вместо погибшего в США Тамаша Барты).

 


       
       
   
 

 
Skorpió

Использование и цитирование материалов этого сайта допускается только со ссылкой на источник.

© 2008–2016 Рок Восточной Европы
Электропочта: andrei@gaevski.ru