Капкан | Кинорецензии | Рок Восточной Европы
Рок Восточной ЕвропыПроект Андрея Гаевского

Капкан (Capcana)

1974

Боевик

Режиссер: Маноле Маркус

Сценарий: Тутус Попович

В главных ролях:

Иларион Чобану

Мариана Михут

Мария Чира

Мирча Дьякону

Адина Попеску

Мирча Альбулеску

IMDB

Кинопоиск

 

Действие происходит в послевоенные годы на территории Румынии. В захолустном городишке действует банда уголовников, да не простых, а политических — недобитых фашистских легионеров, причем с религиозным уклоном. Ими движет не столько жажда наживы, сколько террор местного населения, особенно красивых женщин, видимо, в отместку за поражение своего предводителя — маршала Антонеску.

Новая коммунистическая власть бездействует, люди запуганы и не смеют сопротивляться. Из этой, казалось бы, безнадежной ситуации нет выхода, но инкогнито из Бухареста с целью навести порядок направляется майор госбезопасности Михай Роман (Иларион Чобану) — напарник знаменитого комиссара Миклована, — внешность которого напоминает нашего Василия Шукшина.

Случай его сводит с молодой глуповатой девушкой лет двадцати Сильвией — агитатором Молодежного союза, которая ехала в тот же городишко, чтобы вести пропаганду марксизма-ленинизма в массы. Она изъясняется, как говорил Райкин, «шершавым языком плакатов», хотя физически беззащитна и хрупка, а майор наоборот подчеркнуто аполитичен, но зато силен, суров с врагами, немногословен, — в общем, практик.

Своим появлением он взбудораживает местное начальство и бандитов в то время, как девушка пытается вести воспитательную работу, но это ей дается нелегко, так как все запуганы. Допросы потерпевших и подозреваемых в сотрудничестве с преступниками особого результата не дают, но бандиты решают не дожидаться своей неумолимой участи, а нанести упреждающий удар по коммунистам, Михаю Роману и евреям. Один из рядовых бандитов как бы мельком указывет главарю банды на то, что евреев в деревне давно нет, на что главарь процитировал известное выражение обер-бургомистра Вены Люгера: «Я здесь решаю, кто жид, а кто нет».

Свою спецоперацию они проводят дерзко: захвачены люди, местная молодежь во время танцв в клубе, начальство. Хотя местные стражи порядка отчаянно сопротивляются, силы неравны, и в конце Михай с парой помощников, фактически, остаются в критическом меньшинстве против банды. Среди так называемых реваншистов есть даже женщины-убийцы.

Главарь банды собирает местное население и устраивает показательную казнь старосты города — истинного коммуниста, который перед смертью озабочен якобы только тем, достаточно ли материалов для строительства школы. Главный бандит самонадеянно объявляет себя новой властью и предупреждает жителей, что скоро все коммунисты будут висеть на столбах.

В конце концов, Михаю удается добраться до главарей, и под дулами револьверов он обезоруживает преступников. Однако предательская пуля ранит его, и его, окровавленного, бандиты уносят с собой в логово, чтобы вернуться позже и закончить дело. Но тут появляется подмога в виде солдат с оружием, и они спасают Романа и истребляют банду. Конец фильма.

* * *

«Капкан» задумывался как продолжение таких фильмов, как «Чистыми руками» и «Последний патрон», в котором Михай Роман стал преемником убитого бандой Сираки комиссара Миклована (Серджиу Николаеску) — культового персонажа румынских боевиков. Причем режиссером двух упомянутых картин был сам Николаеску, помочь которому согласился Маноле Маркус по возможной причине занятости маэстро: Николаеску был занят съемками продолжения своей исторической трилогии под названием «Бессмертные». Сценарист придумал интересный ход сюжета: действие в «Капкане» происходит не в людном Бухаресте, а где-то в румынском захолустье.

На мой взгляд, Михай Роман вполне обладает чекистским обаянием, но это был последний фильм гангстерской саги, в котором появился его персонаж. Николаеску решил реанимировать своего основного героя в фильме «Реванш». Как и все типажи этих фильмов, его главные герои аполитичны, сильны, сосредоточены на работе, что вызывает симпатию у разных зрителей вне зависимости от их политических предпочтений. В конце концов, полиция существует при всех режимах.

В этом фильме наиболее заметно развивается знаковая для румынского кинопрома тема борьбы коммунистов-освободителей с фашистами. Эта тема имеет под собой важную политическую и даже психологическую подоплеку — продемонстрировать всяческое отчуждение от недавней постыдной роли Румынии во Второй мировой войне на стороне Германии. В отличие от решительных немцев, пожелавших отмежеваться от своего прошлого, Румыния желала завуалировать свою двойственную роль в той войне.

Один из плюсов фильма — это реализм и очарование местной культурной среды вроде традиционных молдавско-румынских одеяний, необычной окружающей обстановки, своеобычных людей и т.д... И главное, никаких заимствований из типичных голливудских сюжетов и типажей. Персоналии этого фильма довольно оригинальные и живые, которые действуют в весьма реалистичных условиях. Не обошлось и без капли юмора и иронии, например, к наивной девушке-коммунистке, правда, эта ирония с доброй, сочувствующей улыбкой на лице.

Из всех фильмов гангстерской саги этот — наиболее политизирован коммунистическим агитпропом. Но, в целом, несмотря на идеологический душок, картина заставляет поностальгировать.


 
Капкан

Использование и цитирование материалов этого сайта допускается только со ссылкой на источник.

© 2008–2016 Рок Восточной Европы
Электропочта: andrei@gaevski.ru