Кондор | Кинорецензии | Рок Восточной Европы
Рок Восточной ЕвропыПроект Андрея Гаевского

Кондор (Dögkeselyű)

1982

Социально-криминальная драма по новелле Миклоша Мункачи

Режиссер: Ференц Андраш

Композитор: Дёрдь Ковач

В главных ролях:

Дьёрдь Черхалми

Хеди Темешши

Зита Перцел

Мария Гладковская

Ференц Бач

Доротя Удварош

IMDB

Кинопоиск

 

Две пожилые, приличные на вид дамы сели в такси и украли у шофера суточную выручку в размере десяти тысяч форинтов. Для Йожефа Шимона (Дёрдь Черхалми), вчерашнего дипломированного инженера, а ныне таксиста, запутавшегося в долгах, это было настоящей бедой. На первый взгляд, обращение в полицию не приносит никакого результата: над ним насмехаются, ему не верят. Не верит ему и начальник по работе, которому история о двух старухах кажется неудачной выдумкой, чтобы самому прикарманить деньги.

Долги, сложные отношения с бывшей женой, необходимость выплачивать алименты вынуждают его занимать у своих знакомых и пожилых родителей, которые ему отдают последнее. Наконец, нужда заставляет его принять заманчивое предложение от жуликоватого персонажа по имени Элёд Коварский (Ференц Бач), занимающегося перепродажей машин с криминальной историей. Затем он решает подзаработать поиском пропавших животных, рассчитывая на щедрое вознаграждение. И вот тут, обзванивая по случайным объявлениям, он узнает голос одной из старух, укравших у него деньги. В его голове рождается план.

Хитростью он выманивает пропавшую собаку старухи у другого нашедшего, и, торгуясь, предлагает ей ее вернуть обратно за те же десять тысяч форинтов. На встречу приезжает молодая дочь старухи Сецилия (Мария Гладковская), облаченная в дорогую одежду и меха, не догадывающаяся о происхождении средств своей мамаши, но зато возмущенная «алчностью» шофера-находчика. Пораженный видом девушки, Йожеф решает пойти ва-банк, позвонив старухе-мошеннице из кафе, рассказав, кто он, и пригрозил расправой дочке, если она не выплатит ему гораздо большую сумму. Но старуха Рошка Мария Халмошне (Хеди Темешши) настолько осмелела от многолетней ловкости и безнаказанности, что рассмеялась и пообещала, что не даст ни филлера.

Тогда Йожеф похищает дочь и привязывает в старом развалившемся семейном домике на окраине города. Теперь правила диктует он, ведь на коне жизнь дочери, а не собаки (которую он, кстати, задушил), и счет торга идет на миллионы. Тем временем полиция выяснила, что в 1950-е годы в Будапеште действовала известная карманная воровка и, сопоставив эти сведения с делом Шимона, приходит к выводу, что она виновна в краже денег у таксиста.

Однако Рошка Халмошне сама обращается в полицию в просьбе разыскать ее похищенную дочь, при этом получая неприятные вопросы о своем прошлом. Полиция пытается заманить Йожефа в ловушку, но он ловко обводит ее и в конце концов получает свои деньги. Здесь-то ему и помогает знакомство с Элёдом Коварский, который помогает отмыть похищенные деньги путем заключения фиктивного договора купли-продажи копеечной дачи Шимона за большие деньги на имя его бывшей жены. Так, постепенно, сюжет картины неминуемо подводит к трагической развязке.

Йожеф привозит деньги и договор своей бывшей жене на работу, обрывая последние ниточки связи денег и похищения дочери старухи. На даче он отпускает дочь мошенницы, а затем включает газ.

Последние кадры: он лежит на диване, счелкает зажигалкой, и дом взрывается.

* * *

Фильм выгодно отличается от тысяч голливудских криминальных поделок с традиционными клише: слишком прямолинейные персонажи, типовые погони, перестрелки, а главное отсутствие чего-нибудь такого, что может вызывать длительный мыслительный процесс. Поверьте, американская киноиндустрия за редким исключением не может позволить зрителю задуматься о чем-то серьезном, иначе весь сюжет окажется грубо слепленной поделкой. В этом отношении венгерское кино выглядит более естественным, живым и острым.

В основе фильма лежит история простого человека, доведенного до отчаяния социальными условиями. Сатиристическая экспозиция выражена в том, что инженер с дипломом вынужден работать таксистом; в том, что полиция равнодушна и бездействует, таким образом толкая главного героя на поиски собственной справедливости не очень законными методами. Ситуация усугубляется, когда Шимон встречает наивную, но высокомерную девушку Сецилию, которая не догадывается, что ее достаток приобретен бесчестным путем. Таким образом, гонимый чувством социальной несправедливости он все больше втягивается в криминальные игры — кражи машин, шантаж, — постепенно превращаясь в злостного преступника.

Показательна беспомощная роль полиции, которая работает с запоздалой реакцией постфактум. К примеру, не успевшая побыть подозреваемой госпожа Халмошне превращается в потерпевшую и т. д. В одной из последних сцен Йожеф дарит деньги бывшей жене, призывая вырастить его сына в будущем честным человеком. Вот это гипотетическое будущее стоит немым вопросом в фильме: каким оно будет?
Герою Черхалми удается наказать обидчиков и вернуть деньги, но какой ценой! В финальной сцене Сецилия сравнивает его с кондором, птицей питающейся падалью. На что «кондор» отвечает ей: «К сожалению, нет. Я не стервятник. Стервятник пожирает всякую падаль, тем самым приносит пользу; у него достойная миссия. Я от него отличаюсь в главном: стервятник не может отравиться падалью и сдохнуть от омерзения».

Финальная сцена. Хотя кажется, что главному герою не обязательно было убивать себя, но это несет в себе оправданно сильный эмоциональный эффект. Например, Раскольникову для признания своей вины и раскаяния нужно было символически сдаться полиции, а не вешаться. То есть, для Достоевского важнее психологическая ломка, а не физическое уничтожение себя, что больше в духе христианских традиций. В картине «Кондор» вопрос поставлен острее...

К сожалению, фильм в нашей стране не очень известен, так как попал под волну андроповской борьбы с «очернительством социалистической действительности», хотя в самой Венгрии и за рубежом имел солидный успех и даже был награжден призами. В начале 80-х наш кинопром получил очередной заказ на доблестных милиционеров и чекистов, и в этот мажорный поток «Кондор» совсем не вписывался. Фильм дублировали в 1983 году, причем главного героя отлично озвучил Александр Кайдановский, спокойный, безэмоциональный голос которого удачно подходил для молчаливого и замкнутого героя-одиночки.

В итоге около десятка фильмов уже после дубляжа положили на полку, несколько выпустили в конце 1983 и в 1984 годах, еще раз порезав и изменив название («Цена победы», «Жертва коррупции», «Бежавшие из ада» и др.), а «Подлинную историю дамы с камелиями», «Кондора», «Аферу» держали взаперти аж до 1989 года, когда в Госкино о жертвах 1983 года кто-то все же припомнил.

В апреле 2012 года этот замечательный фильм отметил свое 30-летие. По такому поводу Дёрдь Черхалми дал интервью, в котором в числе прочего заметил, что «и сегодня смог бы сыграть Кондора, по-прежнему хорошего парня. Водитель такси и в 60 лет может действовать жестко». Повинуясь ностальгии, Дёрдь даже присел за руль тех самых советских «жигулей», в которых по сценарию работал таксистом.


Фотография с сайта blikk.hu


 
Кондор

Использование и цитирование материалов этого сайта допускается только со ссылкой на источник.

© 2008–2016 Рок Восточной Европы
Электропочта: andrei@gaevski.ru