Алексей Козлов и ансамбль «Арсенал» | Репортажи | Рок Восточной Европы
Рок Восточной ЕвропыПроект Андрея Гаевского

Алексей Козлов и ансамбль «Арсенал» — «Третье дыхание»
Киноклуб «Эльдар», 17.04.2012

Удивительно, что в свои без малого восемьдесят лет Алексей Козлов вовсе не собирается «уняться», оставив любознательным потомкам уже и без того солидное интеллектуальное наследство. Многочисленные амплуа, в которых он успевает появляться, удивляют как большим кругозором Алексея Семеновича, так и его поразительной работоспособностью. Чего стоит, например, многолетний цикл лекций о современной музыке, а ведь за плечами еще и работа в звездном ансамбле «Арсенал», книги, диски, всевозможные сольные проекты... а в последнее время Алексей Козлов еще и выступает в роли покровителя некоммерческой музыки, возглавив фонд ArtBeat. Так что концерт-презентация аж трех новых альбомов хотя и удивляет поначалу, но вполне укладывается в творческий ритм этого знаменитого музыканта.

Названия двух дисков — «Посвящения» и «Переосмысленная классика» — дают некоторое представление об их содержании, тогда как третий — «Примирение» — требует пояснения от самого автора. «Эстетическая направленность альбома сводится к простой идее, может быть, утопической: „Когда же, наконец, люди на Земном шаре перестанут враждовать, когда научатся прощать друг друга, не мстить за обиды, жалеть причиняющего зло, зная, что он будет неминуемо и сурово наказан Высшими силами? Когда человечество опомнится и станет чуточку мудрее?”» Вопрос, прямо скажем, риторический. Из трех новинок, субъективно выбирая, наибольший интерес для рокмена вызывает альбом «Примирение»; он записан в обновленном составе «Арсенала», который с определенной долей фантазии напоминает формат джаз-рок-квартета: Алексей Козлов — саксофон; Юрий Погиба — фортепиано, клавишные; Сергей Слободин — бас-гитара; Эдуард Петрухин — барабаны.

Киноклуб «Эльдар» — место довольно интересное. Внутреннее оформление создано в эстетике советских кинокомедий, причем не только от режиссера Эльдара Рязанова, в честь которого и назван этот киноклуб. Кстати, во время антракта прославленный кинорежиссер неожиданно появился из-за кулис и занял место в партере. Концерт проходил на сцене просторного кинозала, в котором царил дух шестидесятничества, демократизма, особенно после того, как на экране появились предваряющие концерт отрывки из докфильма Галины Долматовской «Счастливчики 60-х», посвященные Алексею Козлову разных лет. Среди публики молодых поклонников Козлова замечено было немного, преобладали люди предпенсионного возраста, что понятно.

Имея привычку обращать внимание на мелочи, уже во время выступления заметил страдальческое выражение лица одного из охранников, периодически проверявшего время на часах мобильника. Похоже, чувствовал он себя здесь растерянно, словно комсомолец в синагоге. Его пантомима ясно выражала, где именно он видел «весь этот джаз» и одновременно тоску по «русскому шансону».

Джаз глазами рокмена

Должен признаться, что я уже слышал некоторые композиции по радио, но «живое» выступление ни с чем не сравнится... Концерт получился идеальным, насколько это вообще возможно в рамках творчества Козлова. По идее Алексея Козлова, «Третье дыхание» значит тягу к творчеству в условиях противодействия внешней среды, будь то идеологической или рыночной. Тем не менее, давние поклонники заметили параллель с давним альбомом ансамбля «Второе дыхание», и, должен признаться, небезосновательно, так как в одной из тем прозвучал отрывок из этого альбома. Команда взрослых профессионалов, на которых опирается Козлов, сплошь состоит из звездных имен в русском джазе. Каждый из них способен в нужный момент выйти за рамки выписанного материала и пуститься в импровизацию. К счастью, последним они не злоупотребляют. Каждый инструмент, включая бас, звучал отчетливо, в местах квинтэссенций никакой какофонии и глушилки не возникало. Даже не знаю, кого из музыкантов выделить, поскольку понравились абсолютно все. Отмечу, разве что, клавишника Юрия Погибу, который постоянно «вальсировал» между фортепиано и синтетикой, извлекая реминистенции из музыки известных фьюжн-групп. Обстановка внутри группы вполне демократическая, никакой диктатуры саксофона нет.

Вообще, отрадно, что Алексею Семеновичу удалось пройти между Сциллой и Харибдой, в лапы которых часто попадали классики жанра, — легким джазом и традиционным свингом. Пусть на концерте и преобладало спокойное настроение, фанк, но, во-первых, мягкий не значит простой, а во-вторых, фанк в перкуссии звучит порой энергичнее рока. В общем, музыканты постоянно находятся в тонусе и не позволяют себе надолго расслабляться. Места для гитары в новой концепции Козлова не нашлось. Гитарный электрофьюжн вообще не свойственен позднему Козлову, которого сейчас привлекает более камерная музыка. Другим важным аспектом была сама программа выступления, которая была заранее продумана и отрепетирована именно в духе рока. Иными словами, никакого клубного джем-сейшна и затяжных импровизаций не предполагалось. Композиции, как правило, продолжительные; многие из них состояли из двух частей, звучали до десяти минут и напоминали симфоджазовый прогрессив. Большинство из них прямо-таки шедевральны — это лучшее из того, что создано Козловым после череды блестящих работ 1980-х, начиная с альбома «Своими руками». Особенно запомнилась заглавная композиция из альбома «Примирение», главная изюминка которой в своеобразном диалоге саксофона Козлова и скрипки в исполнении представителя нового поколения джазистов — перса Феликса Лахути. В партиях последнего — восточная мелодика, напомнившая мне о творчестве индийского скрипача Л. Субраманиама. Музыкальный диалог символически призывает к примирению арабов и евреев.

Я должен упомянуть, что между композициями Алексей Семенович рассказывает интересные истории и объясняет смысл музыкальных тем. Среди своих самых любимых музыкантов Алексей Семенович назвал Джона Колтрейна и Майлза Дэвиса, чьи следы в мире музыки далеко выходят за рамки джаза. Достаточно сказать, что весь французский джазовый авангард, именуемый еще стилем «цойль», формировался под впечатлением музыки Колтрейна. Ну а напоминать, кем был Майлс Дэвис, я думаю, просто неприлично. Хотя пьесы из трех альбомов прозвучали вперемежку, никакого резкого контраста между ними я не заметил, кроме варьирования от ансамблевой игры к дуэту. Помимо упоминавшегося скрипача Лахути, во втором акте приняли участие еще двое молодых профессионалов: Дмитрий Илугдин — фортепиано, Анна Королева — саксофон, вокал. Дмитрий запомнился мне в блестящем исполнении композиции Эрика Сати, знаменитого французского авангардиста-минималиста, «скрещенной» с «Канцоной» П. И. Чайковского (тема из II части 4 симфонии великого русского лирика). Серьезной нотой прозвучала композиция «В память о Холокосте», в которой также объединилось, казалось бы, необъединяемое: мелодия из фильма «Список Шиндлера» (Дж. Уильямс) и увертюра к «Тангейзеру» Р. Вагнера. Эта, а также и другие классические темы в исполнении дуэта Козлов — Илугдин вошли в альбом «Переосмысленная классика». Ранее к творчеству Сати обращались и другие исполнители, связанные с джазом: Blood, Sweat & Tears, Camel и др.

К концу вечера выступающие подобрались к самым истокам фанка и джаза, когда к микрофону подошла Анна Королева. Она явилась воплощением его беззаботной, веселой, энергетической сущности, каким он был изначально в негритянских гетто, перемежала игру на саксофоне с вокальным скэтом, причем в дуэте с Козловым. Ее естественность и фонтанирующая радость особенно понравились публике, не избалованной в нашей стране позитивными эмоциями. На пике ликующего настроения прозвучала и авторская композиция «Nova Bossa» в латиноамериканском духе. А в конце выступления была исполнена еще одна интересная обработка, на сей раз, битловской «Eleanor Rigby». Вместо вокала зазвучал саксофон, а с партией виолончели управился на скрипке Феликс Лахути. Как ни крути, и это тоже переосмысленная классика...


Репортажи
Рассказы
Обзоры
27.10.2010
17.04.2012
Алексей Козлов и ансамбль «Арсенал»
19.06.2012
06.09.2014
 
Интервью
Прочее
Габор Немет: «...Dinamit возвращается...»
   
   

Использование и цитирование материалов этого сайта допускается только со ссылкой на источник.

© 2008–2016 Рок Восточной Европы
Электропочта: andrei@gaevski.ru