«Маленькие трагедии» — «20 лет» | Репортажи | Рок Восточной Европы
Рок Восточной ЕвропыПроект Андрея Гаевского

«Маленькие трагедии» — «20 лет»
Курская государственная филармония, 06.09.2014

   

Программа выступления:

Состав:

Пролог (из «Нового фауста»)
Геннадий Ильин — композиция, клавишные, вокал
Шестое чувство
Александр Малаховский — гитара
За гробом
Олег Бабынин — бас
CREDO
Юрий Скрипкин — барабаны
Возвращение
+
Вечное
Алексей Бильдин — сопрано-, тенор-саксофоны
Принцесса
Владимир Еськов — альт-саксофон
Крест
Алексей Сныткин — тромбон
Озёра
Андрей Кончаков — туба
Утешение
Александр Волобуев — первая труба
Гость нежданный явился…
Эдуард Кальман — вторая труба
Грусть в сердце и смятенье дум…
Алексей Мамонтов — третья труба
Конквистадор
Рояльное соло на темы «Волшебной лавки»
Танго
Морациана
Я не прожил, я протомился…
Я и вы (кода из «Шестого чувства»)
   

В конце 2014 года почти бесшумно прошло событие в истории отечественного прогрессив-рока: группа «Маленькие трагедии» отпраздновала свой 20-летний юбилей концертом в Курской областной филармонии.

Несмотря на то, что даже особый скоростной поезд преодолевает расстояние от Москвы до Курска за шесть часов, я поехал туда без особых раздумий, тем более что выступление пришлось на выходной день. И это действительно событие, ведь группа не выступала аж с 2006 года — вероятно, наиболее успешного и продуктивного года в ее истории. С тех пор ансамбль прочно занял свою нишу в пестром мире прогрессив-рока и на «генеральной ассамблее» исполнителей этого стиля уже много лет скромно, но гордо представляет Россию.

Курская филармония

Архитектурный облик южного российского городка Курска несет в себе неожиданности.

Трудно было представить себе, что здание филармонии состоит из красного кирпича, ассоциирующегося с дореволюционными постройками фабрик.

А между тем, в стенах этой филармонии в ноябре 2013 года выступал, например, Кен Хенсли с акустической программой.

Хотя повсюду в городе были расклеены афишы концерта, куряне о своей родной группе и ее успехах, кажется, ничего не знают, кроме тех, кто как-то связан с ее деятельностью посредством общих знакомых. Поэтому зал был наполнен менее, чем на треть, из которой часть, вероятно, составляли просто завсегдатаи филармонии и некие приглашенные официальные лица.

Концерт состоялся в переплетении приятных совпадений. Помимо юбилейного повода, он был необычен еще и тем, что послужил основой для будущего дебютного ди-ви-ди группы, так как записывался с помощью профессиональных видеокамер в нескольких ракурсах. Давно пора… Имея за плечами дюжину студийных альбомов, потребность в «живом» альбоме назрела сама собой. Интересно, что буквально за день в филармонии прошла презентация дорогущего концертного рояля «Стейнвей» с участием пианиста Даниила Крамера, у которого в далеком уже 1999 году, как и у «Маленьких трагедий» («Солнце духа»), вышел дебютный альбом под издательской маркой Boheme Music — одной и той же в обоих случаях. Вот такое забавное совпадение…

По правде говоря, «Маленькие трагедии» — ансамбль во многом виртуальный для российского слушателя. Основатель, клавишник и композитор Геннадий Ильин, уже много лет живет в Германии и привык работать с коллегами на расстоянии. Результатами их трудов с 2005 года торгует замечательное французское издательство Musea, что обусловливает экспортную направленность группы. Слава богу, нашлось российское издательство «МАЛС», которое хотя бы по лицензии выпустило шесть альбомов для общего знакомства с группой, которая в последние годы переживает творческий подъем. Геннадий Ильин поддерживает активность на должном уровне, постоянно совершенствуется. В январе прошлого года, после двухлетнего перерыва, вышел альбом «По ночам», готовится к выпуску очередной студийный и концертный. Тот факт, что выступление фиксировалось на видеокамеры, объясняет то, что оно получилось по-особенному ярким, пышным. К сожалению, технических возможностей явно не хватало для передачи всего богатства звуков, а может быть, так было запланировано, исходя из задач по записи. Мне даже показалось, что истинный виновник события — все-таки будущий DVD. Геннадий почему-то не объявлял названия композиций, а само выступление прошло строго в отведенных рамках без какого-либо намека на выход на бис.

.

Основной состав, выступавший на концерте, можно назвать классическим: помимо Ильина, в группе с самого начала играют басист Бабыкин и ударник Скрипкин. Немногим по стажу им уступают гитарист Александр Малаховский и саксофонист Алексей Бильдин (оба с 2000-го). Вы, наверное, догадались, что первоначально группа имела форму, подобную знаменитому английскому трио Emerson, Lake & Palmer, с ведущей ролью солирующих клавишных. С тех пор многое изменилось. Влияние ELP уже не столь заметно, как это было в конце 1990-х, музыка стала намного разнообразней, стилистически пестрой. Вообще, Геннадий Ильин не из тех композиторов, которые робко прячутся за спинами классиков прошлого, ограничиваясь парафразами. Бушующая, мятежная стихия музыки Ильина, выпускника Санкт-Петербургской консерватории, обрушивает на слушателя волны дерзких звуков, главным образом, от клавишных инструментов. В интервью, данном накануне радио «Курс», Геннадий раскрыл смысл названия группы относительно музыки:

— Ну вот, мы уже начали говорить о том, что вы так сознательно выбрали, что песни будут в основном на стихи поэтов каких-то, которые затронули струны вашей души… А как же родилось название «Маленькие трагедии», потому что это тоже прямая отсылка к Пушкину?

— Прямая, прямая из прямейших. Ну, во-первых, я был очень сильно потрясен нашим фильмом, трехсерийным, по-моему, который так и называется: «Маленькие трагедии». Как он был поставлен… Музыкой нашего композитора Шнитке… Вообще, игрой актеров, Владимира Семеновича Высоцкого, самой идеей Пушкина: как это происходит, как себя люди ведут — а взять любую из этих новелл, там, «Скупой рыцарь», да? «Пир во время чумы», «Моцарт и Сальери» — все эти люди в конце концов умирают — и как люди ведут себя, зная что они умрут, в максимальных условиях. До каких высот или до каких низов они могут дойти. И вот тоже самое я пытаюсь сделать в своей музыке, с музыкальным материалом, довести его до полной кондиции взлета вверх или свести его в бездну. Вот такие градации… То есть середины нет в этой музыке.

Гарнизонный дом офицеров в Курске, где выступают и записываются «Маленькие трагедии».

Там с ними в 2006 году случилась
неприятность: внутрь проникли воры и украли инструменты.

В отличие от, к примеру, широко известных The Flower Kings, его музыка чурается самолюбования, салонности, всякого рода хвастливой филигранности, приторного мелодизма; она чужда и всякого рода коммерческим приемам, не терпит предсказумости сюжета. В интервью на том же радио Геннадий говорил, что работать с оркестром сложно и дорого, поэтому он старается заместить его синтезаторами. Оркестр — это действительно чересчур, но духовая группа поддержки на концерте все же присутствовала, украшая эпические полотна торжественностью трубного гласа.

Прошедшие подряд композиции «За гробом», «CREDO» и «Возвращение» взяты с лучшего (по мнению рецензентов Musea) альбома «Возвращение» (2005) и составили в совокупности некий стержень концерта. Любопытно, что в программе выступления почему-то отсутствовали композиции с двух последних дисков, кроме «Конквистадора» (диск «Одержимый», 2011). Репертуар ансамбля калейдоскопически чередует в себе куски неистового прогрессивного рока (местами прог-метала), ярко выраженной академической музыки с цитатами из классики (например, Альбиони) и грустных, но красивых лирических отступлений для голоса в сопровождении упомянутого рояля «Стейнвей», гитары, саксофона или всех вместе. (В этих отступлениях русская композиторская школа проявляется наиболее ярко.) Впрочем, сам Ильин певцом себя не считает, он — выразительный чтец стихов, которые задают музыке эмоциональное направление. Вот уже лет пятнадцать он черпает вдохновение для своих альбомов в поэзии Николая Гумилева, Михаила Волошина и китайских авторов. Рискну предположить, что западные слушатели ничего не теряют, если не понимают ни строчки, поскольку — и это лично мое мнение — переводить поэзию, тем более Гумилева, на иностранный язык — неблагодарное дело, а понять ее под силу далеко не каждому русисту. Пусть уж лучше привыкнут к звучанию хорошего русского языка, которого на международной арене редко можно услышать…

И напоследок о творческих планах группы. В настоящее время почти готов новый альбом «Запечный рай» на стихи Николая Клюева, планируется альбом «Дон Кихот» с авторскими на этот раз текстами Геннадия Ильина.


Репортажи
Рассказы
Обзоры
27.10.2010
17.04.2012
19.06.2012
06.09.2014
«Маленькие трагедии» — «20 лет»
 
Интервью
Прочее
Габор Немет: «...Dinamit возвращается...»
   
   

Использование и цитирование материалов этого сайта допускается только со ссылкой на источник.

© 2008–2016 Рок Восточной Европы
Электропочта: andrei@gaevski.ru