Десять ключевых альбомов советского прогрессив-рока
Рок Восточной ЕвропыПроект Андрея Гаевского

Десять ключевых альбомов советского прогрессив-рока
Данный обзор посвящен 20-летию распада СССР

В данной таблице я описал 10 ключевых альбомов советского прогрессива, официально выпущенных фирмой «Мелодия» за годы советской власти до 1992 года. Материал тщательно отобран, проанализирован, однако если я все-таки что-то забыл, где-то ошибся, то не ругайте меня, а лучше напомните.

В результате этого исследования выяснилось несколько любопытных фактов: большинство альбомов выпущено в восьмидесятые годы, ближе к середине десятилетия. Напомню, что те годы считаются темным, смутным периодом в истории мирового прогрессивного движения. Тиражи альбомов падали, а талантливые музыканты зачастую оказывались не у дел. Оказалось, эта тенденция не срабатывает в отношении групп СССР и несомненно связана с перестройкой и гласностью. То же самое касается и бурного развития этнического джаз-рока в республиках бывшей советской Азии. Я думаю, что любой искушенный в западном роке меломан откроет для себя немало нового и интересного. К сожалению, издательская деятельность в нашей стране носит отрывочный, периодический характер, поэтому многое из представленного здесь материала до сих пор не переиздано на компакт-дисках, или же тиражи переизданий давно закончились.

В этот обзор не попали советские рок-оперы вроде «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Юнона и Авось», «Стадион» и пр., требующие отдельного исследования.

Все представленные ниже альбомы отсортированы сверху вниз исключительно по годам выпуска, а не по заслугам.

 
Давид Тухманов — По волне моей памяти

1976: С 60—07271-2

Нравится вам это или нет, дорогие меломаны, но альбом «По волнам моей памяти» считается первым прогрессив-рок-альбомом в СССР. До него интересные опыты по скрещению фолка, рока предпринимались лишь белорусской группой «Песняры». Кроме того, в 1973 году на «Мелодии» вышел замечательный альбом польской группы «Скальды», частично спетый на русском языке. Если бы не польское происхождение, то пальму первенства я отдал бы «Скальдам».

Детище Тухманова — это глубоко советский продукт, который узнается по многочисленным приметам: чрезмерно подчеркнутые вокал и бас-гитара, нарочито приглушенные ударные и т. д. Эстрадность превалирует в большинстве композиций, однако есть нечто в этой программе, что заставляет возвращаться к ней снова и снова. Во-первых, подкупает единая концепция на основе поэтического цикла; во-вторых, полистилистика, широкий диапазон тем и настроений. Таким образом, эстрадность слегка размывается симфоническим арт-роком в этом балаганоподобном спектакле с участием струнной группы Большого симфонического оркестра радио и телевидения. Кстати, типичный советский женский вокал на альбоме с напускной взволнованностью и претенциозностью в голосе мне не нравится. Давид Тухманов порой прибегает к услугам брасс-оркестра п/у Георгия Гараняна, и в этом отношении удивительно удачен эксперимент с фанком и арт-роком в песне «Сердце мое, сердце». В принципе, только благодаря работе Тухманова с синтезатором, органом и электропианино этот альбом и имеет отношение к арт-року, так как электрогитара почти отсутствует. Мне остается только назвать лучшие с точки зрения «прогрессивности» композиции: «Я мысленно вхожу в ваш кабинет», «Из сафо», «Приглашение к путешествию» и «Сентиментальная прогулка». Во всех прочих случаях звучит традиционный ВИА-подобный поп-рок, родственный киношлягерам Максима Дунаевского и др., но не Эдуарда Артемьева и Свена Грюнберга, к примеру.

Альбом многократно переиздавался в России и за рубежом. Одно из последних явлений состоялось в 2005 году под крылом восставшей из пепла «Мелодии» и приурочено к тридцатилетию пластинки.

 
Вокально-инструментальный ансамбль «Песняры» — Гусляр

1979: С60—12727-28

Наряду с работами ансамблей «Горизонт», In Spe, пластинка «Гусляр» — подлинно оригинальное и уникальное явление.

Группа «Песняры» была широко известна в СССР своими поп-фолк-роковыми хитами, но мало кто знает об их проектах «серьезной» музыки. Подобные метаморфозы случались и в других странах соцлагеря, и мне как раз опять вспомнилась польская группа «Скальды», которые к 1972 году выросли из штанишек бита и записали глубокие эпические работы «Krywań, Krywań» и «Stworzenia Świata Część Druga». У «Песняров» появились две работы в жанре симфонической арт-рок-оперы, но при этом связь с народной белорусской музыкой отнюдь не разорвалась, а лишь укрепилась в более сложных конструкциях. Первой появилась на свет программа «Песня пра долю», которая с успехом шла по стране в середине 1970-х на многочисленных площадках, но, к сожалению, так и не была зафиксирована на пленку. Поклонники разыскали любительскую запись, и этот потерянный шедевр можно найти в интернете и скачать. К счастью, второй «серьезной» работе коллектива — «Гусляру» — повезло больше: она была издана в 1979 году. В свое время, эта работа не получила должного признания, но сегодня заняла достойное место среди уникальных локальных явлений мирового арт-рока.

«Гусляр» — это полноценная рок-опера на основе поэмы Янки Купалы «Курган» с четко прослеживаемым сюжетом и настоящим оперным вокалом. Причем, вокальная труппа отличается богатством созвучий, красотой, драматическими диалогами. В музыке участвует расширенный состав «Песняр» с богатой скрипичной и духовой секциями. Струнные и духовые плотно задействованы не только в красочных народных мелодиях, но и в композициях прогрессивного свойства. Инструментальные аранжировки в стиле симфонического арт-рока, но встречаются и авангардные эпизоды, как например, частый диссонанс духовых. Также поражают сочетания скрипок с другими инструментами, а также соло на флейте в середине альбома, да такое, что сам Иэн Андерсон позавидовал бы! Аранжировка, филигранная сыгранность, глубина, изобретательность — все это выше всяких похвал. Развитие композиций происходит в лучших традициях развернутого прогрессива, а инструментальный ряд включает полный рок-комплект: синтезатор, гитары и ударные. Драматический ход сюжета, ну и конечно, талант Владимира Мулявина, способствует появлению разных по характеру композиций, неординарных решений, которые после н-ного числа прослушиваний собираются в мозаику большого шедевра.

Вполне возможно, что эта неординарная работа способствовала появлению молодых белорусских исполнителей вроде Rational Diet, ориентированных на сложные формы музыки. «Гусляр» переиздан в 2000 году фирмой «Богема Мьюзик», за что им мое большое запоздалое спасибо!

 
Ансамбль «Арсенал» — Своими руками

1979: С60 19285 004

Выдающийся альбом. В течение 1980-х годов ансамбль «Арсенал» выпустил ряд великолепных пластинок, но все они так или иначе принадлежат территории джаз-рока. «Своими руками» — это, пожалуй, единственный альбом в их дискографии, напрямую соприкасающийся с прогрессив-роком. Длинные, медитативно-созерцательные композициии имеют мало общего с традиционным джазом. Этот альбом создавался под влиянием индийской культуры и музыки, которая красной нитью проходит через всю пластинку, что выражается в особом акценте на акустической гитаре и ситаре. Особенно ярко это выражено в композиции «Свет на пути», в которой читается ответ Алексея Козлова на своеобразное творчество Джона Маклафлина с индийской группой «Шакти».

Уже первая композиция «Тайна» удивляет своей психоделической сущностью, глубиной погружения в настроение, а вторая — «Посвящение Махавишну» — намного более оживлена в партиях клавишных и гитар, хотя «эзотерический» синтезаторный фон ни на минуту не изчезает. Вообще, концовка второй композиции — один из сильнейших эпизодов в альбоме. Музыканты разыгрались до лучших образцов мирового фьюжна, импровизируя на восточную тему. Заключительная «Сюита в фа миноре» несет порядок и умиротворение после философских блужданий в предыдущих композициях и вознаграждает великолепной игрой медной секции типично арсеналовского джаз-рока.

На компакт-диске альбом отдельно не переиздавался, но все композиции можно найти на 2-м диске 4-дискового комплекта «Опалённые временем» фирмы «РДМ», что вышел в 1998 году, а затем был переиздан незабвенной «Богемой Мьюзик».

 
Ансамбль In Spe — inSpe

1983: C60 19367 001

Хотя великолепная эстонская группа In Spe выпустила всего два почти полностью инструментальных альбома, они вписаны золотыми буквами в историю советского арт-рока.

В 1982 году молодые музыканты записали уникальный альбом, в музыке которого выразили свой собственный, эстонский взгляд на симфо-рок. Этот особый взгляд особенно ярко выражен в трехчастной «Симфонии для семи исполнителей» и определяется меланхоличным, прохладно-созерцательным настроением, необычным акцентом на духовых и плотной разработке электронно-клавишных симфонических полотен в оригинальном ключе. Казалось бы, именно такая музыка и должна рождаться на балтийском побережье, характерном переменчивой, преимущественно ненастной погодой со свинцовыми облаками над морской гладью.

Представленные на стороне Б темы нисколько не теряют в оригинальности, но гораздо ближе, собственно, к рок-музыке, благодаря полноценной перкуссии и великолепным гитарным соло Рихо Сибула, которые определенно накаляют страсти в драматическом диалоге с клавишными.

Название заключительной пьесы «Борьба сфер» хорошо отражает ее сущность, так как построена на диссонансе ударных и партиях флейты. Словом, доля авангарда здесь тоже присутствует. Разумеется, какие-то ассоциации появляются и с другими классическими симфо-группами наподобие Genesis конца семидесятых, но это лишь подчеркивает происхождение подобной музыки от общей праматери, то есть классики. Говорить же о каких-то заимствованиях просто не приходится: чрезвычайно оригинальное мышление композитора Эрика-Свена Тююра выводит программу в число лучших альбомов советского арт-рока. Ну а тот факт, что советский прогрессив «квартировал» в основном в Эстонии, сегодня уже ни для кого не секрет.

Поразительно, столько всего интересного было в Эстонии, а в соседних, чуть более крупных Латвии и Литве как-то пустовато... Хотя тот же СССР, вроде бы та же история... Вот что это, если не менталитет? Ансамбли: «Радар», «Касеке», «Руя», «Синопсис», исполнители: Лембит Саарсалу, Тийт Паулус, Гуннар Грапс, Свен Грюнберг — таланты сыпались как из рога изобилия...

Альбом был переиздан в 1999 году эстонской фирмой Eesti Radio. У группы есть еще один прекрасный альбом, вышедший в 1985 году и известный под названием «Концерт для пишущей машинки Ре мажор», который был переиздан французской фирмой MUSEA в 1994 году.

 
Ансамбль «Касеке» — Ожог

1983: C60 19829 008

Если отвлечься на состав, то можно заметить, что в записи альбома приняли участие музыканты таких эстонских групп, как In Spe, «Руя», «Синопсис» и др. Следовательно ансамбль «Касеке» — это супергруппа, которая издала две пластинки: сингл и шедевральный инструментальный альбом, указанный в заголовке. В Эстонии альбом известен с другой обложкой и под названием «Põletus».

Вам, наверное, уже известна предрасположенность эстонцев к инструментальной музыке, на которую они мастера на все руки. Стилистически группа находится где-то посередине между чисто симфоническими In Spe и более игровыми, джаз-роковыми «Радар». То есть, звучание электронных клавишных выдержано в русле симфонически-космического арт-рока, а гитарные соло все же импровизационного характера. Инструментальные пьесы исполняются с высокой интенсивностью и напором, насыщены электронными эскападами, эффектными аккордами, космическими «примочками». Особенно в этом отношении выделяется «Несуразность» — скоростной прогрессив с пулеметными соло. Говорить же о советскости в музыке вообще не приходится: музыка звучит ну очень фирменно, по-западному. Не так-то просто с первого прослушивания определить стилистику, так как музыканты лавируют между симфо-арт-роком и электрическим фьюжном, и она зависит скорее от темперамента клавишников и гитаристов. Очень интересна и необычна «Устрашающая песня слона», в которой флейтист Пеетер Малков подражает звуку хобота слона.

Какие-то ассоциации возникают с группой «Автограф», но таллинцы явно опережают москвичей как в исполнительском мастерстве, так и в композиции. В совокупности это оригинальное творение прогрессива наряду с альбомами ансамблей In Spe, «Радар» являет собой лучшее творение эстонской школы советского прогрессива.

Альбом вместе с синглом 1981 года переиздан в 2000 году чешско-русской фирмой «Богема Мьюзик».

 
Ансамбль «Ялла» — Лицо возлюбленной моей

1983: С60 20135—36 000

Для большинства слушателей группа «Ялла» ассоциируется с двумя-тремя запоминающимися песнями, из которых наиболее популярна была «Три колодца» из одноименного альбома 1982 года. Но альбом 1983 года оказался совсем иным — концептуальным; он полностью укладывается в рамки прогрессив-рока. Классические джаз- и арт-роковые эпизоды буквально утопают в массиве народной музыки, прекрасных узбекских мелодиях.

Для альбома «Лицо возлюбленной моей», как впрочем, и для прочих ее дисков, характерна превосходная лирика, почерпнутая от лучших поэтов Востока, среди которых особо выделяются Омар Хайам и Рабиндранат Тагор. Однако манера пения и особенности микширования полностью советские. Перейдем же к инструментальной части. После характерного астрального вступления, в прогрессивной композиции «Касыда на приход весны» чередуются фольклорная музыка и превосходный джаз-рок с ведущими ролями клавишного чародея Аббоса Алиева и гитариста Бориса Гершковича с очень «жаркой» концовкой. За ней следует прекрасная баллада «Рубаи». Главное ее достоинство — чудесные нежные ноты на «Минимуге» под акустический аккомпанемент Жавлона Тохтаева и романтическую лирику. Впрочем, все предыдущие заигрывания с узбекской мелодикой меркнут перед 1-минутным вступлением «Газели» — кусочком истинно народной музыки — в основном благодаря использованию инструмента гиджака. Впрочем, современность и здесь «начеку»: клавишник изредка играет цепочку нот на синтезаторе в духе космического арт-рока а-ля Эдуард Артемьев. Завершает тему струнный мини-оркестр, вызывая в памяти отрывки музыки к балету «Спартак» Арама Хачатуряна.

Сторону Б открывает настоящий шедевр: «Последняя поэма», состоящая из двух частей, работы композитора Алексея Рыбникова, известного по работе над рок-оперой «Юнона и Авось». В первой на своеобразный этнический фон наложены примечательные партии флейты в исполнении Фаруха Закирова, а затем она переходит в одну из самых известных мелодий группы, которую легче вспомнить строчкой «Я уплываю, и время несет меня с края на край». Две последующие песни гораздо проще; прежде всего, они метят в запоминаемость. Если бравурно-напористая «Нет красивей» удачно стилизуется под хард-рок, то «Несравненная» больше смахивает на пародийное попурри на популярные музыкальные темы под монотонный ритм. Но в конце альбома «Ялла» снова удивила резкой сменой настроения на задумчивое и даже мрачноватое в великолепном арт-роке «Кто рассеет мрак?», у которого много общего по настроению с «Shine On You Crazy Diamond» группы Pink Floyd или с темой «Лед» ансамбля Camel. И вновь очень эмоциональное соло на гитаре сыграл Борис Гершкович...

В архивах «Мелодии» значатся еще два альбома «Яллы»: «Музыкальная чайхана» (1990) и совсем забытый ныне «Фалакнинг феъл-афъоли» (1991). Впрочем, как утверждают узбекские специалисты, лишь пластинка «Лицо возлюбленной моей» стала подлинной классикой отечественного прог-рока.

 
Ансамбль «Радар» — Трофей

1985: C60 21713 006

Замечательной эстонской группе «Радар» я могу лишь петь бесконечные дифирамбы. Высочайшее исполнительское мастерство, большой талант основного композитора Педерсена да и остальных членов тоже в создании мелодий и тем, поразительная сыгранность и очень умелое, деликатное использование электроники, что в контексте восьмидесятых имеет некоторое отношение к прогрессив-року.

В истории ансамбля был необычный старт в виде небольшой пластинки 1981 г. с четырьмя... поп-песенками. Последующую стилистическую метаморфозу я склонен объяснять избавлением от влияния поп-певца Яяка Йоалы, который на первых порах опекал группу.

Конечно, музыка группы «Радар» относится по большей части к джаз-року, но импровизации в ней не играют ведущей роли, напротив, каждую вещь альбома «Трофей» отличает как раз продуманность и максимальное заполнение 5-минутных пьес разнохарактерными инструментальными отрезками. Достаточно послушать такие первоклассные темы, как «Трофей», «Конфликт» или «Игра», чтобы понять: насколько здорово сочетаются задорный электронный джаз-рок с очень яркими, взрывными гитарными пассажами в квинтэссенциях композиций. По своей стилистике «радаровцы» являются прямыми продолжателями дела итальянцев Arti & Mestieri и английской группы Brand X, порой не уступая последним ни в чем. Так, например, композиция «Хабанера» явно соревнуется с пьесой «The Poke» англичан в импульсивности. Кстати говоря, на альбоме трудно выделить отдельных музыкантов, так как высокий уровень игры охватывает всех: обоих гитаристов и клавишников.

Ввиду того, что «Трофей» — чрезвычайно редкая пластинка сегодня, ищущему да обретшему она, скорее всего, достянется в изрядно подпиленном состоянии, но, как говорится, талант не скроешь за «песочком» винила!

В дискографии ансамбля есть еще один, столь же великолепный альбом «Балтийский берег» (1987), но в нем, мне кажется, центр тяжести смещен слегка в сторону умиротворенно-созерцательного джаза, каковой очень любим немецкой фирмой ECM. Оба альбома группы «Радар» являются шедеврами не только советской инструментальной музыки, но и всего мира. Непереиздание этих работ, которые уместились бы на одном компакт-диске, — одно из главных упущений почившей в бозе фирмы «Богема Мьюзик».

 
Эдуард Артемьев и ансамбль «Бумеранг» — Тепло Земли

1985: С60 23029 000

Ко времени выхода этого альбома Эдуард Артемьев был признанным мастером электронной музыки и получил признание в основном благодаря глубокой музыке к фильмам Тарковского «Солярис» и «Сталкер», а также «Сибириаде» Андрея Кончаловского. Однако он успел и выпустить два отличных альбома: «Метаморфозы» (1980) и «Картины-настроения» (1984) в сотрудничестве с клавишником Юрием Богдановым, который более известен как высококлассный звукорежиссер «Мелодии» в 1980—1991 гг.

«Тепло Земли» в отличие от предыдущих работ записан в полноценном рок-составе группы «Бумеранг» с привлечением перкуссии и электрогитары. Не сказать, что продукт Артемьева — Богданова слишком сложен или оригинален, но его мелодическое богатство, классические аранжировки космического арт-рока стали откровением среди все еще аскетического репертуара «Мелодии» в начале перестройки. Вообще, если судить по количеству изданных прогрессивных альбомов в том году, то можно заявить уверенно: государство признало арт-рок. С технической точки зрения, альбом не стыдно представлять на международном рынке, так как удалось избавиться от некоторых советизмов в музыке: вокал перестал оттеснять инструменты, а электрогитара настроена самым жестким образом с запрещенными доселе искажениями. Юрий Богданов очень плотно задействовал в разработке композиций знаменитый английский синтезатор «Синти-100». На обложке изображены некие магические символы, которые хорошо сочетаются с мистико-поэтическим наполнением альбома от чукотского автора Юрия Рытхэу (1930—2008) о поверьях его народа.

Как уже упоминалось, главные козыри этого диска — мелодичность и запоминаемость, футуристичная астральная романтика. Центральное место занимают электронно-клавишные аранжировки с небесным звучанием, а вместе с гитарой и ритм-секцией альбом превращается в настоящий косморок. На диске есть такие развернутые эмоциональные композиции, как «Кто я?» и «Гимн человеку» с легким дуновением стиля фьюжн, а также балладные интерлюдии на акустике и космические фрески «Тепло Земли», «Прощание» и «Надежда». Отдельных похвал заслуживает великолепная исполнительница всех вокальных партий — Жанна Рождественская, обладательница замечательно высокого голоса. Честно говоря, трудно отделаться от очарования как вокалисткой, так и прекрасной мечтательной музыкой, уносящей в космические дали — куда-то к Солярису... Среди прочих резко выделяется пьеса «Рэккэны» — перевоплощение Рождественской в образ маленьких человекоподобных существ «рэккенов», которые по чукотско-эскимосским легендам развозили болезни по стойбищам на крохотных нартах.

Альбом переиздавался дважды за рубежом солидными прогрессивными фирмами: в 1999 году — французской MUSEA и в 2009 году — японской Belle Antique.

 
Ансамбль «Горизонт» — Летний город

1986: С60 23911 005

Ансамбль «Горизонт» — это уникальное явление на отечественной прог-сцене. Похоже, это была единственная... не скажу рок-группа, а камерный инструментальный ансамбль, исполняющий настоящий авангард или по-иному рок-в-оппозиции!

Стилистически «Горизонт» наиболее близок бельгийскому камерному ансамблю Univers Zero, только последние сильно увлечены струнными, а россияне — электроклавишными. Я не буду расписывать подробно историю коллектива, поскольку вы без труда найдете публикации в сети. Напомню лишь, что в середине восьмидесятых этот ансамбль выступал при Чебоксарском тракторном заводе, где музыканты, между прочим, имели доступ к качественным инструментам и аппаратуре. Для Сергея Корнилова, лидера группы и выпускника Нижегородской (тогда Горьковской) консерватории, это был шанс создать собственные произведения с оглядкой на лучшие западные образцы арт-рока: Yes и Genesis. Он и создал.

Дебютный альбом «Летний город» — без сомнения, шедевр отечественного прог-рока. На стороне А представлены произведения «Снежки» и «Чакона» в жанре симфонического арт-рока, где авангард лишь частично проглядывает сквозь классические аранжировки. Композиции строятся на фундаменте электронных клавишных, поверх которых накладывается довольно витиеватая гитарная работа а-ля ранние Yes, а также немногочисленные вокализы. Впрочем, центральным новаторским произведением в альбоме является трехчастная одноименная с альбомом сюита, занявшая всю вторую сторону виниловой пластинки. Вступительный «Марш» полон гротеска, пародийного юмора, шутливых вокализов; мягкой поступью он продвигается к неоклассической композиции «Менуэт» — более смурной и трудной для восприятия части сюиты, — которая внезапно прерывается стремительными аккордами на клавишах «Токкаты» в нижнем регистре. Обратимся к музыкальному словарю: токката — виртуозная музыкальная пьеса для клавишного инструмента (фортепьяно, орган) в быстром темпе, четком ритме, обычно с преобладанием ударной аккордовой техники. То же самое и в нашем случае, только наряду с клавишными очень активно и интересно используется бас- и электрогитара. Сергей Корнилов же плетет какие-то невобразимые кружева из области электронного авангарда. Сегодня трудно представить, как подобная «контрреволюционная» музыка могла быть издана в СССР. Причина тому — конечно, перестройка.

«Летний город», а также второй, не менее интересный и важный альбом группы «Портрет мальчика» (1989), переизданы в 2000 году незабвенной фирмой «Богема Мьюзик».

 
Рок-группа «Автограф» — Автограф

1986: С60 24129 000

Заметили разницу в заголовке? Не ансамбль такой-то, а рок-группа! Именно так указано на задней обложке альбома. Тот факт, что группа официально опекалась государством и выпускалась за границу на фестивали в качестве представителей советского прогрессив-рока, в том числе на известнейший Live Aid, не должно отталкивать любителей хорошей музыки. Кстати, такой же статус имела ведомственная арт-рок-группа «ФСБ» из Болгарии.

«Автограф» — профессиональный и по-своему интересный ансамбль, хотя и без особых претензий на оригинальность. Свое вдохновение музыканты, а прежде всего композитор Александр Ситковецкий, черпают в музыке средневековой эпохи, особенно барокко, и на основе ее формируют симфонический каркас альбома.

Благодаря акценту на электронике и соло на клавишных а-ля Чик Кориа, инструментальная композиция «S.O.S.» слегка напоминает электрический фьюжн, популярный в середине семидесятых. Длинный «Реквием» состоит из трех частей: вокально-инструментальная печальная прелюдия переходит к игровой срединной части с барокканскими реминистенциями в партиях гитары и клавишных, но с современными, электронными эффектами. Завершается опус так же, как и начинался, но с особым надрывом в вокале и проникновенным прощальным соло на гитаре. Подлинный восторг вызывает композиция «Истина», которая открывает сторону Б. Основанная на цепочке эффектных клавишных аккордов и весьма удачной гитарной работе она, подобно маятнику, вполне раскачивается до уровня эпического арт-рока. Музыканты слегка сбавляют пыл в балладе «Монолог», а завершают альбом композиция Беркута «Миру — мир»... простите, «Нам нужен мир» в стиле типичного синтезаторного хард-рока. Не лишенная, в принципе, прогрессивного шарма, она несколько проще остальных, и ее слегка портит пафосный антимилитаристский позыв. И хотя вы найдете немало музыкальных клише, любовно стянутых у западных прог-звезд первой величины, все же это весьма достойный альбом отечественного прог-рока.

У этой дебютной пластинки «Автографа» очень странная издательская судьба. Официально он никогда не переиздавался на компакт-диске, тогда как второй, коммерчески более успешный альбом «Каменный край» (1989), был переиздан на компакт-дисках разными фирмами чуть ли не шесть раз.


Репортажи
Рассказы
Обзоры
27.10.2010
17.04.2012
19.06.2012
Десять ключевых альбомов советского прогрессив-рока
06.09.2014
Интервью
Прочее
Габор Немет: «...Dinamit возвращается...»
   
   
   

Использование и цитирование материалов этого сайта допускается только со ссылкой на источник.

© 2008–2017 Рок Восточной Европы
Электропочта: andrei@gaevski.ru