The Plastic People Of The Univers — Jak Bude Po Smrti
Рок Восточной ЕвропыПроект Андрея Гаевского

The Plastic People Of The Univers — Jak Bude Po Smrti

Чехия

Globus International 210215-2

1998

 

Jak Bude Po Smrti
Slavná Nemesis
Jsem Absolutní Vůle
 
Josef Janíček — клавишные;
Vratislav Brabenec — саксофон;
Jiří Kabeš — скрипка;
Milan Hlavsa – бас;
Jan Brabec — ударные.
   

Наверное, было бы ошибкой связывать авангард и политику. Достаточно вспомнить знаменитый французский ансамбль Etron Fou Leloublan, бельгийский Univers Zero, чтобы понять: андеграунд или рок-в-оппозиции — явление международное. Более того, как истинно музыкальное явление, а не социальное, RIO «занят» исключительно поиском новых форм в музыке. В отличие от панка. Кстати, большинство из групп подобного стиля родом из Франции и Бельгии. Но так уж сложилось, что тоталитарные власти сами навязывают ореол мучеников искусства группам подобного рода, запрещая все, что трудно контролировать.

Концерт в подпольном клубе чешского местечка под названием Нова-Виска в 1979 году — этапная веха в карьере группы. К тому времени они были признанными лидерами чешского андеграунда, а сам концерт (хотя и записан с любительским качеством) — это возможность услышать звук уже далекой эпохи и, при желании, даже окунуться в обстановку, царившую тогда.

Музыка данного диска так или иначе создавалась под впечатлением от работ чешского философа-поэта Ладислава Клима (это он на обложке), творившего в первой половине XX века. В свое время он подвергся гонениям властей, а в широких читательских массах остался недопонятым.

Чешская группа Plastic People... ближе к спонтанному и какофоничному творчеству ранних Soft Machine, Mothers Of Inventionи упомянутой Etron Fou Leloublan, чем к камерным, оркестровым Univers Zero. «Как будет после смерти» — самая длинная композиция и самая разнообразная по содержанию. В целом, она весьма тяжела для восприятия: в ней главенствует гнетущий характер. Основной солирующий инструмент — саксофон, который выдает заутробные звуки в нижнем регистре. Прибавьте к этому истеричный вокал, точнее, периодические вопли (цитаты из Клима), которые то ведут пространный диалог между собой, то с жутко «гримасничающим» саксофоном. Что касается ритма, то, как правило, он построен на зацикленной музыкальной фразе, и местами музыка приближается к психоделическому хард-року. Все это вкупе с шероховатостями записи вполне годится для звукового оформления какого-то старого фильма ужасов... Конечно, знание языка желательно для полноты восприятия, но само по себе использование вокала в таком необычном эмоциональном ключе — редкий случай в RIO вообще. «Slavná Nemesis» — это название известной новеллы Клима. Первая часть композиции достаточно однообразна, но ритм постепенно оживляется, а затем к саксофону подключается и скрипка. Песня «Jsem Absolutní Vůle» самая короткая на альбоме: длится «всего» 7 минут. Но так или иначе, здесь музыка служит скорее фоном для весьма театрального декларирования текстов.

Итого: на диске маловато развернутых аранжировок и изобретательности, но необычный вокал и весьма особенная подача материала делают эту работу весьма привлекательной. И еще одна особенность: чем больше слушаешь, тем больше вам это нравится. Впрочем, это применимо и к другим произведениям этого коллектива.



Использование и цитирование материалов этого сайта допускается только со ссылкой на источник.

© 2008–2017 Рок Восточной Европы
Электропочта: andrei@gaevski.ru