Братислава | Путешествия | Рок Восточной Европы
Рок Восточной ЕвропыПроект Андрея Гаевского

Братислава
Май 2014

Когда говорят о несостоятельности Украины, то забывают, почему-то, о таком государстве, как Словакия. Эти страны-соседки имеют много общих черт, причем Словакия создавалась в гораздо худших условиях, чем Украина. Так почему же в 2011 году Словакия продемонстрировала большие экономические успехи, став лидером мира по количеству произведенных автомашин (117 шт. на 1 тыс. жителей), в то время как на Украине все еще процветали воровство, нищета и корпоративные разборки верхов? Россия, кстати, в рейтинге занимает 24 место (12 автомобилей на 1 тыс. жителей). Причем автомобильные заводы были построены в конце 1990-х — начале 2000-х годов, то есть ни о какой чешской или чьей-либо еще «братской» социалистической помощи речи быть не может.

У словаков никогда не было собственного государства, за исключением краткого периода существования марионеточного прогитлеровского режима Йозефа Тисо. Как и русины (галицийские и буковинские украинцы), словаки были малой народностью Австро-Венгерской монархии и считались преимущественно сельскими жителями. В отличие от других народов — поляков, чехов и венгров — словаки не могли похвастаться в прошлом ни собственным королевством, ни громкими завоевательными победами. Национальное самосознание словаков проснулось достаточно поздно и совпало по времени с пробуждением украинцев, то есть в начале XX века.

После длительного, с перерывами, существования в рамках федеративного государства Чехословакия, где Словакия играла явно вторичную роль ввиду притязаний чехов на старшебратство (сегодня также ведет себя Россия по отношению к Украине), в 1993 году на карте мира возникло новое государство. Уже в 2004 году Словакия вошла в Евросоюз, а в 2009-м перешла на евро, чего до сих пор не могут себе позволить ни Чехия, ни Польша, ни Венгрия, не говоря уже о Румынии и Болгарии. В 2012 году Словакия оказалась на 40 месте в мире по ВВП на душу населения (ок. $25 тыс.), обойдя Польшу, Венгрию и даже Россию ($23,589). Украина при этом оказалась на 103 месте, рядом с Республикой Косово и Монголией… Основные экспортные статьи Словакии — это, разумеется, автомобили и электрооборудование.

* * *

Поезд лениво пожирал железнодорожное полотно. Время от времени он, фыркая, останавливался, чтобы набить длинный как тело змеи состав очередной порцией пассажиров. Пассажиры топтались у кресел, трясли задами, перебрасывались сумками и взбивали пыль на багажных полках. Тучные потные тела переваривались в кишечнике поезда и выплевывались на ближайшей остановке. Иногда по вагону шагала черно-белая власть. Она тыкалась равнодушным, заученным взглядом в билетные строчки. Иногда визжали дети, квохтали бабы, щелкали челюстями седые крестьяне, старые и мудрые как вот эти Карпаты, доедая плоды своего горбатого труда.

За окном мирно колыхалось пшенично-волосатое тело земли. Острые верхушки гор впивались в тучи. Солнце весело моталось по небу, играя лучами на золотых зубах цыганки.

Мы ехали в Братиславу.

Откашлявшись, поезд выплюнул нас на платформу. Повинуясь стихийному движению мы бросились на выход. Город приветствовал размашистым лозунгом «Уэлкам ту Словакия».

Справа от выхода, в пыли, лежали блаженные дети вокзала неопределенной национальности и пола. Тяжелое наследие Австро-Венгерской империи и социалистического братства уродливым клеймом отпечаталось на их измученных телах. Длинные светлые волосы одного из бомжей стояли дыбом, подошвы ботинок другого отслоились от покроя и торчали во все стороны. Рядом валялся кусок деревяшки, бывший раньше гитарой. Третий отхлебывал что-то из консервной банки. Он отложил банку, взял этот кусок деревяшки, бывший раньше гитарой, и забренчал жалостливый мотив «На Кральовей холи»...

Пойманный случайный троллейбус мучительно долго обтирал фасады социалистических строений, то ныряя в проспекты, то выныривая где-то на мосту...


Исторический центр а-ля малая Прага находится в глухой блокаде многоэтажных дворцов победы социализма под непристанным оком шпиона-диверсанта, парящего над братиславским Дунаем, — «НЛО».


А там, в старом городе, есть что охранять...

 

 

 

 

 


Главная достопримечательность города — Братиславский град — этакий новодел в духе Большого Царицынского двора. Недавно восстал из руин, где ошивались бомжи, цыгане и алкоголики. Местную власть это давно раздражало, и она решилась на реконструкцию. Работа вроде бы закипела, но в самый разгар взяли и посадили главного реконструктора Альфреда Пиффла за то, что тот якобы рыл под замком туннель в Австрию. Дескать, хотел бежать от социалистического рая... Проект был ненадолго заморожен, но все-таки, как видите, осуществился.


Над братиславским Дунаем парит так называемое НЛО — «чудо» братской социалистической мысли времен советских покорителей космоса. Железобетонная хреновина упирается хвостом в Мост Словацкого народного восстания. За пару евро вы садитесь в лифт и поднимаетесь под наклоном (удовольствие не из приятных) в ресторан и на смотровую площадку.


Вид на Братиславский град со смотровой площадки.


Президентский дворец находится на оживленном перекрестке, рядом с остановками общественного транспорта. Демократично...


Вздыбленные и покосившиеся, как те брошенные дети вокзала, старинные австрийские особняки ревут осыпающейся штукатуркой, тянутся к неблагодарной земле просевшими балконами, алчут отца-родителя Франца Иосифа...


Редкие остатки былой австро-венгерской роскоши...


Панорама, может, и скромнее, нежели из Будайского замка, но все равно симпатична. На южную сторону Дуная открывается прекрасный вид на старый город и окрестную зелень. Там, где-то вдали, торчит вышка телестанции.

 


На другой стороне Дуная собралась армия панельных многоэтажек в красно-серо-желтом камуфляже, готовая взять этот последний бастион упрямой старины и ждущая сигнала. Район Петржалка.

 

 
Братислава

Использование и цитирование материалов этого сайта допускается только со ссылкой на источник.

© 2008–2016 Рок Восточной Европы
Электропочта: andrei@gaevski.ru