Будапешт | Путешествия | Рок Восточной Европы
Рок Восточной ЕвропыПроект Андрея Гаевского

Будапешт. Общее впечатление
Май 2014

Будапешт — город прекрасный, но пьющий. Пока шел от Восточного вокзала до улицы Кирай, тянулись бесконечные бары с дешевым спиртным и распродажными палатками. Венгры не шикуют, но у Будапешта есть душа. Это Москва — говногород, где вечно спешит рабочая саранча, а в Будапеште обстановка уютная, расслабляющая. Широкие тротуары, статуи... толстые, распаренные бабы цыганской наружности, растекшиеся по столам уличных кафе с бокалами пива или чего покрепче...

У нас заливают имперскую скорбь на домашних кухнях дешевой водкой из ближайшей палатки, а там — на улицах в шумных, веселых компаниях. В купальне Сечени старикашки рубятся в шашки. Как все мирно, по-старому... Ностальгия прошибает. То и дело шныряют синие икарусы, как будто на дворе 1980-е... Кати Ковач, «Локомотив ГТ» ... как много в этих звуках для сердца русского (бывшего советского) туриста слилось. Вопрос как бы повис в воздухе: «Уде ми йу бараток вадьунк?» Самому хочется сесть и ухнуть рюмку палинки...

А парламент обделали новой плиткой — мечта Собянина... Всюду — дыхание старины, былой роскоши, обветшалого величия, но вековой прочности. Направо посмотришь — Будайская крепость, налево — мост имени депрессивной старухи Ержебет, безвинно заколотой каким-то итальяшкой на Женевском озере. Площадь Москвы и Будайский молодежный парк переименовали нафиг в ходе борьбы, так сказать, с советским космополитизмом... На памятнике советским освободителям Будапешта ни цветочка, а на таком же в Вене — роскошные венки. Почему так? 1956 год перебил вкус 1945? А ведь разница только в десять лет. Молодым-то, наверное, вообще все равно, что там было в 1945 или 1956 годах... При входе в Дом террора стоит телевизор. Старик роняет слезы в экране: «Ироды, за что детишек-то постреляли, им всего-то по семнадцать лет было...» Ничего дед, наших людей детишками не прошибешь... Вот у нас Ося Сталин миллионы грохнул — и до сих пор «великий вождь и учитель».

На подходе к площади Ференца Деака снуют бомжи — невписавшееся в Евросоюз закарпатское нищенство. «Дай десять форинтов!», «Дай двадцать...» Да бери! жалко, что-ли... Один такой ошивался возле плаката, на котором изображен бывший скандальный премьер-министр Ференц Дюрчань. Подпись: «Коней на переправе не меняют» или «Я подниму Венгрию с колен» — что-то в этом роде... У нищего босые ноги, заросшее лицо, обугленный зноем череп, а этот Дюрчань — холеный, бодренький такой... в пиджачке. Дескать, бросай свои жалкие пожитки и беги за меня голосовать, а то опять придут советы и отымут последнее.


Ворота в Будайской крепости.


Сравните с воротами в султанском дворце в Стамбуле.

 


Магазин при старинной торговой марке «Хунгаротон» больше не работает. Причина? Вероятно, низкий покупательский спрос на диски в эпоху повального скачивания музыки из интернета. Там же, за фасадом магазина, находится офис компании. Я позвонил в домофон — и мне открыли ворота. Миновав дворик, я вошел в здание социалистического типа. При входе сидела пожилая словоохотливая вахтерша, над которой висела рамка с золотым альбомом «Bummm!» ансамбля «Локомотив ГТ». Она объяснила, что за дисками, кассетами следует обращаться в расположенный по соседству, на улице Кирай, знаменитый магазин «Рок-дисконт».


В Будапеште много интересной и разнообразной архитектуры.

 

 


Итак, вы, допустим, уже сходили в зоопарк, промочили свою бренную тушку, измученную остеохондрозами, инфарктами, инсультами, в купальне Сечени (там при входе стоит автомат с отличной венгерской минералкой), теперь можно прогуляться в прилегающий парк Варошлигет и заскочить на блошиный рынок. Если вы там не были — значит, вы не знаете Будапешта. Пока идете, можете закусить с минералкой или токайским винцом, отхлебывая прямо из горлышка, мучным рогаликом, вареной кукурузой или питой с какой-нибудь хреновинкой вроде шинки. Но будьте готовы к тому, что венгры едят с паприкой все, что можно положить в рот.

Что такое блошиный рынок? Представьте себе тучную массу крупных, потных тел в шлепанцах со слипшимися и лоснящимися от месячной немывки волосами. Все они копошатся, варятся как навозные жуки под открытым небом, забавляя бога, смотрящего на них широко открытым оком палящего солнца.

Барахло кучками громоздилось по периметру огороженной площадки так называемого зала Петёфи. Недалеко от входа сидел худощавый небритый мужик. Он то и дело стряхивал пот со лба, что-то бормоча своему соседу. Сосед был полной противоположностью. Он обнажал золотые зубы, прыскал слюной на окружающих. Жирная грудь его колыхалась от смеха, выпирала из майки-алкоголички. Грязные толстые пальцы ног торчали из-под трико в разные стороны. Там, внизу, у него в ногах в пыли лежала венгерская история. На широкой равнине из пластинок Кодая, Кальмана и Бартока лежали кирпичи со стихами Петёфи, Вёрёшмарти, Йожефа. Волны значков и открыток обильно подмывали бронзовые статуэтки крупных деятелей. Франц Иосиф целовался со Сталиным. Хорти обнимался с Ракоши. Король Иштван ворковал с Чингисханом. На лысом черепе бюстового Ленина покоилась каска рядового солдата Австро-Венгрии. Франц Легар дирижировал, стоя на кубике-рубике, а у его ног лежали купюры двадцати-, пятидесяти- и даже столетней давности. Плотными шеренгами стояли будильники под командованием старинных часов с кукушкой.

Старуха с дитём, обмахиваясь веером, с трудом пробиралась сквозь завалы истории к одежде. Она выбирала панталоны и просвечивала их под солнечными лучами. Бог улыбался.

Желтый диск лениво катился по небу к зениту. Худощавый стряхивал пот, толстый скалил золотые зубы. Блошиный рынок уже закрывался.


Колонна в парке «Олимпия» кое-что напоминает...


Прекрасные вокзалы Будапешта... Это Западный вокзал, но Восточный, на который я прибывал из Вены, похожи как близнецы. Здесь, под стеклянным куполом, упоминавшаяся группа «Локомотив ГТ» устроила грандиозный прощальный концерт в 1992 году, но потом, как известно, все-таки вернулась.


Театр комедии, где работал директором знаменитый актер и режиссер Иштван Буйтор.


Парламент отреставрирован.

 


Старинный фуникулёр работает.


Антикварные трамвайчики ездят.


Будапештские мосты прекрасны.


Будапешт антисоветский

В 2011 году в Будапеште был открыт памятник знаменитому Рональду Рейгану — политику и президенту США. Рейган сыграл огромную роль в завершении холодной войны, в результате которой Венгрия получила независимость. На церемонии открытия монумента присутствовали сотни местных жителей.


Балкончик венгерского патриота.


Памятник советским войнам-освободителям в идеальном состоянии, но в мае на нем не было ни цветочка, тогда как на аналогичном в Вене лежали роскошные венки.


Солженицын: «Одно слово правды перетянет весь мир». Дом-музей советско-нилашистского террора расположен в бывшем здании венгерской госбезопасности на улице Андрашши. В большей степени, конечно, советского террора, поскольку нилашисты и нацисты вообще-то пробыли в Будапеште недолго. Я считаю, что «Дом террора» — лучший музей города по качеству исполнения, по затраченным творческим и душевным усилиями. Вообще, страшное место и нелицеприятное для тех россиян, кто привык любить родину с закрытыми глазами.


«Те, кто умерли за тебя...». Стена Героев, 1956.


Жертвы...


Будапешт нетуристический

Думаю, что впечатление от города будет неполным, если не полазить по его окраинам. Для обзора нетуристической жизни я отправился в старейшую часть города — Обуду. Автобус остановился возле пешеходного перехода, и я спустился вниз. Сначала мне показалось, что в переходе ведутся какие-то строительные работы, но, приглядевшись, я понял, что это... стихийный архитектурный музей древнеримской купальни, случайно найденной здесь.


Типичный панельный дом Обуды выглядит много аккуратнее и чище любой московской, не говоря уже о провинциальной, многоэтажки. В Будапеште климат гораздо теплее, чем в Москве, но никто не торопится уродовать здание кондиционерами.


Но в целом район выглядит как Бирюлево-Западное.


Симпатичные вагончики пригородной электрички кажутся игрушечными.

 

 
Будапешт

Использование и цитирование материалов этого сайта допускается только со ссылкой на источник.

© 2008–2016 Рок Восточной Европы
Электропочта: andrei@gaevski.ru